Внимание! ​​​gordiplom.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

В. Гумбольдт и А.А. Потебня

Уголовное право общая часть

Именно поэтому уголовное право обладает формальной определенностью – оно точно фиксирует в законах, в предельно формализованном виде, в письменной форме признаки преступлений и наказаний за них, то ес

Финансовая устойчивость и пути ее укрепления

Совершенно очевидно, что в этом случае финансовая устойчивость страны, в конечно счете, непосредственно зависит от финансовой устойчивости отдельно взятого предприятия. В данной работе на базе финансо

Камчатка и ее экологическое положение

География Камчатская область расположена на северо-востоке России и включают в себя весь Камчатский полуостров с прилегающей к нему часть материка и Командорские острова. Протяженность Камчатки с сев

Рынок капитала

Основной капитал служит в течение нескольких лет и подлежит замене (возмещению) лишь по мере его физического или морального износа. Сегодняшняя ценность капитала зависит от того, что капитал может пр

Причины семейных конфликтов и разводов

Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним пр

IP – телефония

Десятки компаний по всему миру предлагают коммерческие решения для IP-телефонии. Все крупные телекоммуникационные компании начали исследования, с целью лучше понять открывающиеся перспективы. Решения

Стандарты в области охраны окружающей среды

Существующа я система отчетности не позвол я ет адекватно отразить промышленное воздействие на окружающую среду и, следовательно, не дает возможности определить приоритетные направлени я усилий по его

Республика Казахстан

Протяженность его территории с запада на восток превышает 3000 км , с юга на север - 1700 км .Казахстан по занимаемой площади находится на девятом месте в мире после России, Канады, Китая, США, Бразил

Поэтому Гумбольдт постоянно апеллирует к “духу народа”, под которым он понимает комплекс интеллектуальных ценностей и всю совокупность культуры народа, его духовное своеобразие. “Язык, - говорит он, - представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить артикулированный звук в выражение мысли”. Понять сущность языка можно только в том случае, если рассматривать язык в тесной связи с формированием “духа народа”, поскольку “язык в своих взаимозависимых связях есть создание национального языкового сознания”. “Дух народа” и язык настолько его настолько взаимосвязаны, что если существует одно, другое можно вывести из него. Эта связь нашла своё выражение в знаменитой формуле Гумбольдта: ” Язык есть как бы внешнее проявление духа народа; его язык есть его дух, и его дух есть его язык – трудно себе представить что-либо более тождественное”. Гумбольдт относит язык к числу тех явлений, которые отражают характер народа.

Вместе с тем духовные особенности народов определяют национальное своеобразие языков.

Идеалистический подход Гумбольдта заключается в том, что национальные особенности языка он рассматривает не как результат исторического процесса формирования данного языка в тесной связи с общими условиями существования и развития говорящего на этом языке народа, а как проявление некого духовного начала, недоступной нашему пониманию абсолютной идеи.

Признав ”дух народа” в качестве причины языкового разнообразия Гумбольдт говорит, что язык развивается по законам духа.

Психический склад народа, его образ мыслей, философия, наука, искусство и литература, т.е. всё что входит в понятие “ дух народа ”. Язык является своеобразным “промежуточным миром”, находящимся между народом и окружающим его объективным миром. Таким образом, язык у Гумбольдта выступает как деятельность, преобразующая внешний мир в собственность духа.

Гумбольдт теоретически обосновывает новое и чрезвычайно важное положение о том, что формой существования языка является его развитие. “Язык есть не продукт деятельности, а деятельность”. Понимая язык как деятельность, Гумбольдт подчёркивает не только динамизм языка, но и его активность.

Активность языка проявляется в воздействии его как социального явления на индивидуума: чем индивидуум сознательнее пользуется языком, тем сильнее воздействует язык на его мышление. Одним из первых в истории мирового языкознания Гумбольдт обосновал системный характер языка. В работе “О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития” он определил основную задачу языкознания как изучение каждого известного языка в его внутренних связях, в его отношениях, ибо своеобразие природы целого выявляется всегда через отношение его составляющих.

Гумбольдт приходит к выводу, что “в языке нет ничего единичного, каждый отдельный его элемент проявляет себя лишь как часть целого”. Гумбольдт создал также знаковую теорию языка. В труде “О сравнительном изучении языков…” он отмечал, что язык есть одновременно и отражение, и знак. Слово – знак отдельного понятия, но нельзя себе представить, чтобы создание языка началось с обозначения словами предметов внешнего мира. Для того чтобы слово стало словом, оно не просто должно быть облачено в звуковую оболочку, а должно представлять собой двоякое единство – единство звука и понятия.

Гумбольдт различает язык и речь. Он, рассматривая живые языки, приходит к выводу, что все люди говорят как бы одним языком и в то же время у каждого человека свой язык, и выдвигает тезис о необходимости изучения живой разговорной речи и речи отдельного индивидуума.

Гумбольдт затронул большой комплекс вопросов, связанных с проблемами сущности языка и его функционирования, но центральной в его лингвистической теории стала проблема внутренней формы языка. Язык состоит из множества элементов: слов, правил, аналогий, всякого рода исключений и т.п.

Основой, которая позволяет соединить эти разрозненные части в единое целое, Гумбольдт считает форму языка.

Определяя язык как средство познания и выражения “духа народа”, он указывает, что “форму языка составляет нечто постоянное и единообразное в деятельности духа, что возвышает артикулированный звук до выражения мысли”. При построении своей концепции языка Гумбольдт воспринял основные теоретические положения немецких философов и унаследовал достижения языковедов предшествующего периода. В своей книге “Мысль и язык” выдающийся русский и украинский языковед Потебня посвятил великому немецкому ученому целую главу.

Критикуя метафизические взгляды Гумбольдта, Потебня высоко ценил его как гениального провозвестника новой теории языка.

Утверждение Гумбольдта о тождестве языка и “духа народа” является , по мнению Потебни, “следствием каких-нибудь недоразумений”. Критикуя метафизическую точку зрения Гумбольдта, Потебня соглашается, что дух без языка невозможен, но придаёт слову “дух” иное толкование: “Принявши… дух в смысле сознательной умственной деятельности, предполагающей понятия, которые образуются только посредством слова, мы увидим, что дух без языка невозможен, потому что сам образуется при помощи языка и язык в нем есть первое по времени событие”. Особое внимание Потебни привлекла идея Гумбольдта о том, что язык есть деятельность. Эта мысль помогла Потебне понять сущность языка как динамического процесса совершенствования языковых форм. В творчестве Потебни получило самостоятельное развитие и другое известное положение Гумбольдта – тезис о том, что взаимное понимание есть одновременно и взаимное непонимание.

Потебня замечает, что здесь следует говорить не о непонимании как обязательном отклонении от мыслей, идущих от сообщающего, а о понимании по-своему как творческой работе воспринимающего.

Иногда говорят, что Потебня развивает гумбольдтовские идеи на русской почве.

Преемственность между взглядами Потебни и идеями Гумбольдта не вызывает сомнений, но положениям Гумбольдта Потебня придает иное лингвистическое истолкование, вкладывает в них другое содержание.

Влияние учения Гумбольдта сильнее всего проявилось в психологическом подходе Потебни к анализу языковых явлений.

Стремление исследовать факты языка как отражение тех психических процессов, которые происходят в сознании говорящего индивидуума, позволило Потебне впервые в русском языкознании применить психологический подход к языку. В какой бы форме ни проявлялся психологизм в работах Потебни – в форме народной или индивидуальной психологии, - он позволял выявить лингвистическое содержание его теории и вплотную подойти к таким проблемам общего языкознания, как соотношение языка и мышления, слова и понятия, происхождение и развитие языка, сущность языка и языкового знака, внутренняя форма слова и т.д. Как отмечает Потебня, несовпадение языка и мысли проявляется в том, что область языка далеко не совпадает с областью мысли.

Другими словами творческая мысль живописца, музыканта, шахматиста невыразима словом, а в математике самые сложные понятия выражаются условными знаками. Мысль, по словам Потебни, вскормлена словом.

Потебня подчёркивает обобщающую силу слова в систематизации и классификации человеческих знаний, ибо только слово определяет всему своё место в системе. И всем своим строем логических доказательств, анализом категорий представления, суждения, понятия Потебня утверждает тезис о тесной связи языка и мышления, слова и понятия. В интерпретации Потебни взаимосвязь языка и мышления выглядит следующим образом: прежде всего, существуют объекты мышления – предметы и вещи объективной действительности.

Объекты мышления включают в себя и взаимоотношения между предметами объективного мира, существующего независимо от субъекта и находящиеся с ним во взаимодействии. Всё это влияет на органы чувств и является причиной возникновения процесса мышления, а также образов и понятий как результатов мышления.

Процесс мышления Потебня рассматривает как проекцию на внешний объект познания деятельности субъекта, результатом чего является образ познаваемых предметов и понятий о них, представляющий собой синтез субъективного и объективного.

Работами великого немецкого учёного Вильгельма Гумбольдта (1767 – 1835) были заложены основы общего и теоретического языкознания. С именем Гумбольдта связывается становление философии языка как самостоятельной науки. Его лингвистическая теория настолько широка и всеобъемлюща, что её влияние продолжает сказываться и в современном языкознании.

Лингвистические взгляды В. Гумбольдта тесно связаны с его историко-философской концепцией и отражают положения классической немецкой философии. Уже в ранних работах Гумбольдт стремился определить, общие задачи лингвистики в тесной связи с философией. Эти задачи были изложены в опубликованном уже после смерти автора введении к книге “О различии организмов человеческого языка и о влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода”. Это сочинение, цель которого представить языки при разнообразии их устройства необходимым основанием развития человеческого духа и объяснить влияние языков на это развитие и обратно, является вершиной гумбольдтской философии языка.

Особое место в языковедении принадлежит русскому учёному Александру Афанасьевичу Потебне.

Теоретическим вопросам языкознания посвящены его книга “Мысль и язык” (1862) и “Из записок по русской грамматике” (1874). А.А.Потебня считал язык отражением народной психологии и отрицал связь грамматики с логикой, но это не мешало ему признавать единство языка и мышления. В вопросе о языке и мышлении он оставался на позициях Гумбольдта.

Особенно примечательно то, что Потебня не ограничивался психологическим истолкованием языка и речи, а стремился вскрыть специфику языка как особой системы. В результате этого ему удалось по-новому поставить вопрос о слове, грамматической форме и частях речи и обнаружить существенные специфические свойства этих явлений языка. По широте разрабатываемых проблем – общие вопросы языкознания, фонетика, семантика, синтаксис, этимология, диалектология, фольклор и этнография, литературоведение – Потебня занимает исключительное место в истории языкознания. Идея неразрывной связи языка и сознания народа привела Гумбольдта к совершенно новому решению вопроса об отношении языка и мышления. Он впервые выдвинул тезис – язык есть не только средство передачи мыслей, но и средство самого мышления, ”образующий орган мысли”. Это – глубоко правильная и важная мысль.

Гумбольдт утверждал, что мышление народа формируется под воздействием его языка и зависит от структуры языка, что, следовательно, в силу различия языков у разных народов сложились различные системы мышления.

Поскольку всё внимание Гумбольдта было направлено на незнаковые свойства языка, знаковая сторона языка в его учении осталась в тени.

Сущность языка, по учению Гумбольдта, состоит в том, что язык есть создание народа, находящееся в единстве с его сознанием и служащее средством мышления. Это понимание языка было совершенно новым и глубоко прогрессивным.

Значение работ Потебни для современного языкознания заключается в том, что он выдвинул ряд новых принципов понимания и исследования синтаксических явлений: 1. 2. Решение основных вопросов языкознания, в том числе и проблемы определения языка в связи с теорией познания, анализ всех лингвистических проблем с точки зрения гносеологии – основная особенность лингвистической концепции Потебни. Его концепция языка, прежде всего, должна быть определена как философско-гносеологическая.

оценка квартиры для наследства в Орле
кадастровая стоимость в Брянске
оценка рыночной стоимости объекта недвижимости в Туле

НАШИ КОНТАКТЫ

Адрес

40 офисов и вся Россия

НОМЕР ТЕЛЕФОНА

8-800-766-16-81

График

24 часа, без выходных

Email

zakaz@​​gordiplom.ru

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ДОСТУПНО 24 ЧАСА В ДЕНЬ!
Thank you! Your message has been sent.
Unable to send your message. Please fix errors then try again.