Внимание! ​​​gordiplom.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Стандарты в области охраны окружающей среды

Конкурсное производство

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано кредитором, налоговым или иным уполномоченным органом, а также прокурором независимо от суммы кредиторской задолженности. Арб

Этика Фридриха Вильгельма Ницше

Судьба философа……………………………стр. 4 - 5 III. Основные идеи и учения. Мораль рабов……………………….стр. 5 - 9 Внеморальная мораль сверхчеловека………………………стр. 9-12 IV. Заключение…………………………стр. 12 V. Список исполь

Экологические преступления

Преступление характеризуетс я как действием, так и бездействием. Правила охраны окружающей среды применительно к различным видам и стади я м хоз я йственной де я тельности содержатс я в законодательс

Статистистический анализ туризма и отдыха в Краснодарском крае

Объектом исследования являются санатории, пансионаты, дома отдыха, базы отдыха, туристические гостиницы, кемпинг и др. Теоретическая база курсовой работы это книги: Гуляев В.Г. «Туризм: экономика и с

Современная антисептика

Устройство операционных, перевязочных комнат и правила поведения в них, подготовка, сохранение чистоты во время операций и уборка после операций являются основным методом профилактики воздушной и капе

Оптические системы светоизлучающих диодов

Первые явления, связанные с появлением СИД, были обнаружены Лосевым О.В. в 1923 г. Активное развитие технологии изготовления СИД с различными параметрами продолжается и сегодня. Кроме вышеперечисленн

Учет и анализ финансовых результатов (на примере ООО "Карат", г. Биробиджан)

Биробиджан) Сизовой С.В. В условиях перехода России к рыночной экономике большое значение приобретают вопросы бухгалтерского учета и экономического анализе финансовых результатов организации. Дипломн

Девиантное поведение

Понятие девиантности……..стр. 3-4 2. Природа отклоняющегося поведения……………………………….стр. 4-5 3. Основные теории девиантного поведения. а) Биологические теории…………………стр. 5-7 б) Теория анатомии………………………ст

Скачать работу - Стандарты в области охраны окружающей среды

Существующа я система отчетности не позвол я ет адекватно отразить промышленное воздействие на окружающую среду и, следовательно, не дает возможности определить приоритетные направлени я усилий по его снижению.

Некоторые нормативы я вл я ютс я нереалистичными.

Воздействие предпри я ти я на окружающую среду нередко я вл я етс я причиной конфликтов между предпри я ти я ми и местным населением.

Различные заинтересованные стороны, включа я общественность, испытывают недостаток в экологической информации, в том числе в информации об экологических аспектах де я тельности предпри я ти я , что еще более обостр я ет существующие конфликты. В то же врем я , в последние годы в мире получили распространение новые подходы к регулированию и снижению воздействи я на окружающую среду, одним из которых я вл я етс я экологический менеджмент. Эти подходы, направленные на одновременное повышение экономической и экологической эффективности производства, основаны на использовании организационных ресурсов, “человеческого фактора”. Прежде всего, их применение позвол я ет достичь реальных результатов путем применени я малозатратных или беззатратных методов.

Одновременно подобные подходы подразумевают определенную степень открытости в де я тельности предпри я ти я , взаимодействие с заинтересованными сторонами.

Именно внедрение принципов экологического менеджмента на предпри я ти я х, осуществл я емое во взаимодействии с заинтересованными сторонами, рассматриваетс я в рамках данного проекта как инструмент, способный внести реальный вклад в решение перечисленных проблем.

Однако целенаправленное использование принципов экологического менеджмента во многих случа я х предполагает глубокие изменени я не только в системе природоохранной работы на предпри я тии, но и в системе управлени я организацией в целом. В противном случае создание системы экологического менеджмента (СЭМ) может оказатьс я лишь формальным меропри я тием, не привод я щим к реальному повышению экологической эффективности.

Определенные трудности св я заны и с адаптацией принципов экологического менеджмента к российским услови я м, необходимостью их сочетани я с существующей системой регулировани я . Все эти проблемы могут быть преодолены лишь путем создани я прецедентов, широкого и открытого обсуждени я полученного опыта, его анализа. Этот процесс позволит вы я вить перспективные подходы и формы работы, применимые в российских услови я х. Цель моей работы вы я снить дл я чего нужно экологические стандарты. В ходе изучени я данных экологических стандартов были поставлены следующие задачи: 1. Вы я снить сущность стандартов экологического менеджмента и аудита. 2. Рассмотреть степень вли я ни я стандартов серии ISO 14000 и ISO 9000 . 3. Вы я снить основные преимущества от внедрение системы экологического менеджмента на предпри я ти я . Глава 1. Истори я по я влени я стандартов в области ООС Противоречие между торговой политикой и политикой устойчивого экологически безопасного развити я экономики, или между торговлей и производством - одно из самых острых противоречий мирового хоз я йства. В торговых отношени я х страны ориентируютс я на ценовые преимущества той или иной продукции и не стрем я тс я брать на себ я брем я затрат по экологизации и модернизации производства.

Пробивает себе дорогу тенденци я к перемещению «гр я зной» продукции в те страны, где ниже производственные издержки, в частности, ниже заработна я плата.

Главное средство разрешени я этого противоречи я - внедрение международных экологических стандартов, в первую очередь, стандартов ИСО 14000, разрабатываемых Международной организацией по стандартизации (ИСО). Стандарты этой серии ориентируют предпри я ти я на внедрение экологического менеджмента, а не отдельные нормы объема выбросов. Их использование предусматривает соблюдение определенных процедур, прин я тие соответствующих документов и создание системы ответственности за экологизацию производства.

Решение о разработке стандартов ИСО 14000 я вилось результатом Уругвайского раунда переговоров, приведшего к созданию ВТО, и Конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году.

Данные стандарты были разработаны с учетом британских стандартов BS 7750 и международных стандартов по системам контрол я качества продукции (ИСО 9000). Они рассчитаны на существенную корректировку национальных экологических нормативов, улучшение экологического регулировани я де я тельности компаний (предпри я тий) и совершенствование условий международной торговли.

Национальные системы сертификации продукции на соответствие экологическим требовани я м должны базироватьс я на названных стандартах ИСО, а также экологических стандартах Европейской экономической комиссии ООН, директивах ЕС и других международных организаций, принимающих решени я по вопросам экологии.

Решени я должны ложитьс я не только на плечи государства или только на экономику, но и на все общество в целом.

Подтверждение соответстви я нормативным требовани я м в национальных системах экологической сертификации (в том числе в российской РОСС RU.001.01. ЭТОО) осуществл я етс я в форме либо добровольной, либо об я зательной сертификации. При добровольной затраты относ я т на счет дохода, при об я зательной - на себестоимость продукции. Так, в РФ така я система, функционирующа я с учетом требований международных стандартов ИСО 14000, включает 16 органов по сертификации, 15 испытательных лабораторий и организацию, занимающуюс я подготовкой специалистов. В то же врем я существуют ведомственные системы сертификации, которые зачастую не обеспечивают необходимого соответстви я продукции экологическим стандартам. В России это относитс я и к нефтепродуктам, и к самолетам, автомобил я м и многой другой продукции.

Например, по годовому выбросу вредных веществ в атмосферу российские автомобили примерно втрое опаснее американских, а по токсичности - даже в 9 раз. Они могут достигнуть соответстви я , скажем, нормам Евро-3 не ранее 2008 года. К сожалению, в номенклатуре продукции и услуг Госстандарта РФ пока не выдел я ютс я объекты, подлежащие об я зательной экологической сертификации, что открывает дополнительную возможность дл я предпри я тий не учитывать требовани я экологической безопасности (реализаци я которых предполагает существенное увеличение производственных затрат). Дл я последовательного согласовани я интересов производства, торговли и требований экологической безопасности необходима взвешенна я государственна я экологическа я политика. Глава 2.Сущность стандартов Экологического Аудита и Экологического Менеджмента 2.1 Экологический аудит Экологический аудит проводитс я с целью получени я достоверной информации дл я подготовки и прин я ти я экологически обоснованных решений, оценки существующей экологической ситуации и вли я ни я фактических результатов любой реализованной де я тельности на природную среду.

Экологи-аудиторы различных компаний проход я т специальную подготовку и после чего получили аккредитацию.

Экологический аудит может проводитьс я как по требованию контролирующих органов, органов государственной власти и местного самоуправлени я , так и по инициативе администрации предпри я ти я . В соответствии с действующим природоохранным законодательством, в первом случае вы я вленные нарушени я влекут за собой штрафные санкции. При добровольной декларации руководителем предпри я ти я о вы я вленных в ходе экологического аудита нарушени я х санкции не примен я ютс я . По за я вке специалисты в области экологического аудита окажут специализированные консалтинговые услуги, подготов я т соответствующие документы, проведут независимый экологический аудит с выдачей документированного заключени я . Экологический аудит производственного объекта или территории необходим компании если возникла потребность: 1. получить независимую документированную оценку соответстви я хоз я йственной де я тельности требовани я м нормативно-правовых актов, в том числе международных стандартов в области природопользовани я и охраны окружающей среды 2. оптимизировать свои отношени я с природоохранными органами, органами власти и населением, снизить антропогенную нагрузку на природную среду и степень вли я ни я производственной де я тельности на здоровье своего персонала и население данной местности 3. вы я вить необоснованно завышенные экологические платежи, незаконность применени я к предпри я тию санкций 4. получить экологический сертификат на выпускаемую продукцию и обеспечить ее конкурентоспособность на мировом рынке 5. определить экологические риски дл я их страховани я и обеспечени я промышленной безопасности производства 6. определить экологический ущерб природной среде насто я щим или прежним собственником хоз я йствующего объекта при изменении собственника 7. оценить экологическую безопасность производства дл я получени я кредита в российских и зарубежных банках Выстраива я де я тельность предпри я ти я с учетом экологической составл я ющей, предпри я тие переходит на новый, качественно более высокий уровень управлени я окружающей средой, производством и персоналом, приобретаетс я новой положительный имидж. 2.2 Экологический менеджмент Экологический менеджмент - управление природоохранной и природопользовательной де я тельностью.

Экологический менеджмент включает: · правовой и экономический механизмы охраны природы; · систему государственных и региональных органов управлени я ; · я тельность руководителей и специалистов предпри я тий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Система экологического менеджмента (EMS) - часть общей системы менеджмента, котора я включает организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практическую де я тельность, процедуры (приемы), процессы и ресурсы, необходимые дл я разработки, внедрени я , достижени я целей экологической политики, ее пересмотра и корректировки. Аудит системы экологического менеджмента - процесс систематической документированной проверки и оценки объективным путем установленных показателей, предпринимаемый с целью установлени я соответстви я характеристик EMS специально установленным организацией критери я м такой оценки; результаты аудита EMS должны быть доведены до менеджеров.

Основные принципы и элементы системы экологического менеджмента (EMS) состо я т из 5 частей: 1. Об я зательства и политика Организаци я должна определить свою экологическую политику и обеспечить выполнение об я зательств в отношении функционировани я EMS. 2. Планирование Организаци я должна разработать план (программу) достижени я целей и выполнени я задач экологической политики. 3. Реализаци я Дл я эффективной реализации экологической программы организаци я должна определить и изыскать возможности и механизмы, необходимые дл я достижени я целей и выполнени я задач экологической политики. 4. Оценка и измерение Организаци я должна обеспечить необходимые оценку, мониторинг и измерение экологических показателей своей де я тельности. В этом смысле систему экологического менеджмента следует рассматривать как организующую структуру, котора я должна находитьс я под посто я нным наблюдением. 5. Проверка и улучшение Организаци я должна провер я ть и посто я нно улучшать свою систему экологического менеджмента. 2.3 Системы менеджмента качества и сертификаци я ISO 9001:2000 ISO 9001:2000 - это международный стандарт, обобщающий передовой мировой опыт в области управлени я производством, содержит требовани я к организации производства. Когда говор я т о 'Стандартах серии ISO 9000:2000', имеют в виду три международных стандарта: ISO 9000:2000, ISO 9001:2000 и ISO 9004:2000. В России введены в действие три аналогичных российских (национальных) стандарта: ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Ключевое пон я тие, используемое в стандартах - 'Система менеджмента (управлени я ) качества' (СМК). Особенностью стандартов я вл я етс я то, что они предъ я вл я ют требовани я не к качеству продукции напр я мую, а к системе организации управлени я производством, которое призвано обеспечивать предсказуемый и стабильный уровень качества продукции. С точки зрени я стандартов серии ISO 9000, качественной считаетс я та продукци я , котора я удовлетвор я ет как специфицированным (прописанным), так и предполагаемым (не прописанным) ожидани я м клиента. Зачем предпри я ти я трат я т врем я и немалые средства на разработку, внедрение и сертификацию СМК (ISO 9001:2000)? Интеграци я России на равноправной основе в мировую экономику возможна только при условии использовани я международных стандартов.

Вступление России в ВТО откроет свободный доступ на российский рынок иностранным компани я м.

Продукци я и услуги большинства российских компаний окажутс я неконкурентоспособными из-за несоответстви я международным требовани я м, что приведет к потере внутреннего рынка. Выход на внешний рынок также будет затруднен по причине того, что одним из основных условий тендеров по поставке продукции и услуг я вл я етс я наличие сертификата соответстви я системы менеджмента качества (СМК) требовани я м международного стандарта ISO 9001:2000. Европейские предпри я ти я дел я т своих поставщиков на 3 группы, причем разница закупочной цены в этих группах достаточно существенна я (до 15%): 1. абсолютно надежные (сертифицированна я СМК ISO 9001:200); 2. относительно надежные (СМК ISO 9001:2000 в процессе внедрени я ); 3. не надежные (СМК ISO 9001:2000 отсутствует). Кроме того, внедрение СМК на основе ISO 9001:2000 приводит к повышению конкурентоспособности продукции/услуг, снижению рисков и повышению довери я со стороны кредиторов и инвесторов. На конец 2002 года в России было всего 314 предпри я тий сертифицированных по ISO 9001:2000. Это немного меньше чем во Вьетнаме (354) и ОАЭ (407), что не делает нам чести. Так, например, в Польше этот показатель составил 914 предпри я тий, в Чешской республике - 1125, в Словакии - 768, в Румынии - 767, в Венгрии - 4446. Большое количество сертифицированных предпри я тий в Индии - 2247, США - 4587, Германии - 10811, Италии - 14733, Испании - 8872, Великобритании - 9301, Австралии - 7024. Но самое большое количество в Японии - 16813 и Китае - 40997. Приведенна я выше статистика нагл я дно показывает, что в России дол я сертифицированных предпри я тий составл я ет не более 3-х процентов, в то врем я как во всем мире их большинство.

Выгоды от внедрени я СМК на основе стандарта ISO 9001:2000 и сертификации: 1. Получение преимущества перед конкурентами при участии в тендерных торгах. 2. Об я зательное условие дл я получени я государственного, военного или любого другого заказа, который финансируетс я из бюджета страны или города. 3. Упрощение и удешевление процесса получени я лицензий или разрешений. 4. Повышение имиджа Вашей компании в глазах иностранных и российских партнеров, инвесторов. 5. Снижение непроизводительных затрат. 6. Повышение качества продукции/услуг. 7. я и повышение ее эффективности. 8. Повышение ответственности и дисциплинированности персонала. 9. Повышение имиджа организации в регионе и отрасли, что очень важно дл я присутстви я на рынке в первых р я дах. Очень показательным подтверждением необходимости внедрени я СМК я вл я ютс я следующие примеры: Постановление Правительства Москвы от 5 декабр я 2000 г. N 953 'О совершенствовании систем управлени я качеством в строительстве г.

Москвы' 3.3. Начина я с 2004 года не допускать к участию в подр я дных торгах по городскому заказу строительные организации, не внедрившие систему управлени я качеством на основе Государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000. Федеральный закон 'О техническом регулировании' от 27 декабр я 2002 года № 184-ФЗ Стать я 20. Формы подтверждени я соответстви я 3. Об я зательное подтверждение соответстви я осуществл я етс я в формах: прин я ти я декларации о соответствии (далее - декларирование соответстви я ); об я зательной сертификации. Стать я 24. Декларирование соответстви я 3. При декларировании соответстви я на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств за я витель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в пор я дке, предусмотренном пунктом 2 насто я щей статьи: - включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре); - предоставл я ет сертификат системы качества, в отношении которого предусматриваетс я контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации. 4.Сертификат системы качества может использоватьс я в составе доказательств при прин я тии декларации о соответствии любой продукции, за исключением случа я , если дл я такой продукции техническими регламентами предусмотрена ина я форма подтверждени я соответстви я . 2.4 Сертификаци я по требовани я м стандарта ISO 14001: ожидани я и проблемы Система ИСО 14000 предусматривает ориентацию на требовани я , формируемые в следующих документах: ИСО 14001 - системы экологического менеджмента; ИСО 14004 - руководство по принципам создани я и методам использовани я систем экологического менеджмента; ИСО 14010 - руководство по экологическому аудиту; ИСО 14011/1 - руководство по процедурам аудита; ИСО 14012 - руководство по критери я м квалификации экологических аудиторов; ИСО 14014 - руководство по определению первоначального уровн я экологической эффективности предпри я ти я ; ИСО 14020 - принципы экологической маркировки продукции; ИСО 14031 - руководство по оценке показателей экологической де я тельности предпри я ти я (организации); ИСО 14040- оценка экологической составл я ющей на всех стади я х жизненного цикла продукции; ИСО 14060 - руководство по учету экологических аспектов в стандартах на продукцию. В российской практике использовани я международных стандартов серии ISO 14000, в 2000 году был получен сертификат соответстви я системы управлени я окружающей средой (системы экологического менеджмента) предпри я ти я стандарту ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001-98 в официальном переводе на русский я зык). Таким предпри я тием стало ЗАО “Вологодский подшипниковый завод”. Несомненно, это окажет серьезное вли я ние на внедрение рыночных методов экологического регулировани я в практику де я тельности российских производителей и поможет укрепить позиции на международных рынках не только отдельных предпри я тий, но и Российской Федерации в целом.

Получение Вологодским подшипниковым заводом сертификата соответстви я стандарту ISO 14001 свидетельствует о начале давно ожидаемых качественных изменений в подходах к решению экологических проблем, сто я щих перед нашей страной, и уже привлекает повышенное внимание к предпри я тию не только партнеров и потенциальных инвесторов, но и широких кругов экологической общественности в стране и за рубежом.

Конкретные планы, организаци я де я тельности в системе экологического менеджмента и реально достигнутые заводом результаты, могут и должны рассматриватьс я другими предпри я ти я ми в качестве нагл я дного примера и доступного национального опыта использовани я стандарта ISO 14001. Вместе с тем, нар я ду с многообещающими ожидани я ми существуют и серьезные опасени я , касающиес я массового внедрени я стандарта ISO 14001 в практику де я тельности российских предпри я тий. В первую очередь они св я заны с общим возрастающим в мире недоверием общественности к формальной сертификации.

Многие ведущие международные организации выражают обеспокоенность относительно того, что р я д предпри я тий и компаний рассматривает сертификацию систем экологического менеджмента, например, в соответствии со стандартом ISO 14001 как результат, а не как средство достижени я результата.

Подобные компании, формально соответству я положени я м стандарта ISO 14001, не демонстрируют фактического улучшени я результатов экологической де я тельности или демонстрируют малозначительные улучшени я . Например, Международна я организаци я стандартизации (ISO) высказывает озабоченность относительно формального соответстви я некоторых компаний стандарту ISO 14001 и считает такую ситуацию недопустимой. В данный момент, технический комитет ISO (TC 207), разрабатывающий стандарты серии ISO 14000, пересматривает положени я и некоторые требовани я стандарта ISO 14001, в отношении которых могут быть допущены случаи злоупотреблени я . Представители комитета отмечают, что в следующей редакции стандарта будет усилено требование открытой демонстрации реального улучшени я результатов экологической де я тельности, что позволит избежать недостатков формальной сертификации. Регул я рное проведение экологического аудита по более жестким, чем в насто я щий момент, критери я м даст возможность контролировать эффективность функционировани я системы экологического менеджмента.

Мировой Банк раздел я ет позицию ISO и считает, что предпри я ти я должны демонстрировать действительно значительные усили я дл я достижени я экологических целей в системе экологического менеджмента, а не только выполн я ть минимум формальных требований.

Мировой Банк придерживаетс я позиции, что сертификаци я соответстви я стандарту ISO 14001 сама по себе еще не гарантирует достижени я более высокого уровн я экологической де я тельности и отмечает, что при использовании стандарта ISO 14001 возможны случаи злоупотреблени я . Эту позицию раздел я ют также и представители деловых кругов. Так, менеджеры по охране окружающей среды, здоровью персонала и безопасности р я да крупных транснациональной корпораций считают, что факт наличи я сертификата соответстви я стандарту ISO 14001 не означает, что предпри я тие или компани я имеет эффективную систему экологического менеджмента. В св я зи с тем, что формальна я сертификаци я постепенно тер я ет свое преувеличенное значение, различные международные инвестиционные организации, в том числе Мировой Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развити я , Европейский Инвестиционный Банк, рекомендуют предпри я ти я м и компани я м выходить за рамки требований стандарта ISO 14001 и осуществл я ть инициативную открытую де я тельность в области экологического менеджмента, котора я позвол я ет достигать значительно более эффективных результатов. На международном уровне все большее число сторонников находит позици я , в соответствии с которой только открыта я демонстраци я де я тельности в области экологического менеджмента обеспечивает несомненные выгоды и преимущества дл я предпри я тий и компаний, осуществл я ющих эту де я тельность. Одним из наиболее эффективных путей предупреждени я массовой имитации и фальсификации создани я систем экологического менеджмента в Российской Федерации я вл я етс я привлечение широкого общественного регулировани я подобной де я тельности.

Развитие различных механизмов общественного участи я в оценке эффективности систем экологического менеджмента позволит не только уменьшить возможности имитации существовани я подобных систем, но и значительно расширит дл я российских предпри я тий св я занные с ними потенциальные преимущества. При этом и предпри я ти я , работающие по стандарту ISO 14001, и общественность должны я сно представл я ть, что основные преимущества здесь св я заны не с формальной сертификацией, а с добровольной открытой демонстрацией всем заинтересованным сторонам планов, организации и результатов де я тельности в системе экологического менеджмента.

Наличие и эффективность использовани я систем экологического менеджмента должны, в соответствии с требовани я ми стандарта ISO 14001, легко подвергатьс я внешней оценке (аудиту), в том числе и со стороны общественности. В качестве критериев подобного аудита могут рассматриватьс я , например, следующие вопросы, непосредственно затрагивающие сущность де я тельности предпри я ти я в системе экологического менеджмента: 1. Какие принципиальные качественные изменени я в подходах к решению экологических проблем произошли на предпри я тии в процессе создани я и использовани я системы экологического менеджмента? 2. Как сформулирована экологическа я политика предпри я ти я ? Какие принципы де я тельности, закрепленные в стандарте ISO 14001, включены в экологическую политику? 3. Охватывает ли система экологического менеджмента все основные и вспомогательные производства, вход я щие в состав предпри я ти я , или только их определенную (какую) часть? 4. Какое врем я было затрачено предпри я тием на создание работающей системы экологического менеджмента (в том числе врем я , затраченное только на сертификацию системы)? 5. Какие требовани я ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001-98) не использовались при создании системы экологического менеджмента, например, как противоречащие традиционным особенност я м российского предпри я ти я ? И, наоборот, какие специфические особенности российского предпри я ти я учитывались при создании системы экологического менеджмента в дополнение к требовани я м ISO 14001? 6. Как сформулированы основные экологические цели предпри я ти я ? Установлены ли предпри я тием цели, св я занные с предотвращением воздействи я на окружающую среду и последовательным улучшением? 7. Какие внутренние требовани я к экологическим аспектам де я тельности разработаны предпри я тием в процессе создани я системы менеджмента? 8. Какие количественные показатели (индикаторы) используютс я , соответственно, дл я каждой из прин я тых экологических целей? 9. На какой срок разработана программа (программы) экологического менеджмента? 10. Какие задачи в количественном выражении были установлены по годам работы в системе экологического менеджмента дл я каждой из прин я тых экологических целей? 11. Включены ли в программу экологического менеджмента беззатратные и малозатратные меропри я ти я и действи я и что это за меропри я ти я и действи я ? 12. Каким образом отражен в программе (программах) экологического менеджмента приоритет меропри я тий и действий по предотвращению воздействи я на окружающую среду перед меропри я ти я ми и действи я ми “на конце трубы”? 13. Какие процедуры разработаны и документированы в процессе создани я системы экологического менеджмента? 14. Какие коммуникации (обмен информацией) внутри или вне предпри я ти я дополнительно организованы в процессе создани я системы экологического менеджмента? 15. Какие механизмы мотивации персонала к инициативной де я тельности в системе экологического менеджмента разработаны и используютс я предпри я тием? Оцениваетс я ли и каким образом вовлечение всего персонала в де я тельность по управлению окружающей средой? 16. Какие несоответстви я поставленным цел я м и задачам или отклонени я от установленных требований (см. п.7) были зарегистрированы в процессе реализации программы (программ) экологического менеджмента? 17. Какие предупреждающие и корректирующие действи я были предприн я ты в процессе реализации программы (программ) экологического менеджмента? Корректировались ли сами программы в процессе их реализации? 18. Используетс я ли и как организован внутренний аудит системы экологического менеджмента? Какие цели и задачи он решает? 19. Какие количественные задачи и по каким причинам не были выполнены в процессе реализации программы (программ) экологического менеджмента? 20. Какие изменени я (корректировки, дополнени я , исключени я ) были внесены в документацию системы экологического менеджмента по результатам анализа достигнутых результатов де я тельности (в том числе по результатам анализа с участием руководства предпри я ти я )? 21. Демонстрирует ли предпри я тие внешним заинтересованным сторонам и каким образом планы и результаты де я тельности в системе экологического менеджмента? Демонстрируютс я ли и каким образом отрицательные результаты де я тельности предпри я ти я в области экологического менеджмента? 22. Какие затраты св я заны с созданием системы экологического менеджмента? Какие экономические и экологические эффекты при этом получены по годам работы? И др. Если на предпри я тии создана эффективно действующа я система экологического менеджмента, то представление информации по всем перечисленным вопросам не должно представл я ть дл я него существенных затруднений и, напротив, если подобна я информаци я отсутствует или недоступна, это я вл я етс я серьезным основанием дл я недовери я общественности к самому факту существовани я системы менеджмента на данном предпри я тии. Глава 3. Применение стандартов на предпри я ти я х 3.1 Почему выгодно внедр я ть систему экологического менеджмента? Соотношение затраты-выгоды внедрени я СЭМ Многие предпри я ти я обеспокоены вопросами экономической эффективности де я тельности в рамках системы экологического менеджмента. В общем виде вопрос предпри я тий обычно выгл я дит так: 'На внедрение системы экологического менеджмента необходимы немалые затраты, перекрывают ли их выгоды в результате внедрени я такой системы?' Итак, затраты на внедрение системы экологического менеджмента включают: 1. затраты на консультационные услуги, 2. затраты на организацию де я тельности, в том числе обучение сотрудников.

Некоторые относ я т сюда так же затраты на сертификацию по ISO 14001, хот я система экологического менеджмента обеспечивает внутренние (снижение отрицательного воздействи я на окружающую среду и экономи я ресурсов) и внешние (инвестиционна я привлекательность и т.д.) преимущества и без сертификата. В то же врем я многие российские предпри я ти я ориентируютс я , в конечном счете, именно на получение сертификата соответстви я ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001) как основную цель внедрени я СЭМ, недопонима я истинных преимуществ системы экологического менеджмента самой по себе.

Учитыва я российскую специфику, добавим в затраты на внедрение системы экологического менеджмента и затраты на сертификацию по ISO 14001. Таким образом, суммарные затраты на внедрение СЭМ включают: 1. затраты на консультационные услуги 2. затраты на организацию де я тельности, в том числе обучение сотрудников 3. затраты на сертификацию по ISO 14001 Затраты на внедрение и сертификацию СЭМ пр я мо пропорциональны масштабу предпри я ти я и проекта, а также завис я т от других факторов. 3.2 Выгоды в результате внедрени я системы экологического менеджмента Внедрение системы экологического менеджмента обеспечивает предпри я тие следующими преимуществами: 1. систематическое снижение отрицательного воздействи я на окружающую среду, 2. систематическое сокращение производственных и эксплуатационных затрат, 3. снижение природоохранных платежей и более эффективное выполнение требований природоохранительного законодательства. Кроме этого, внедрение СЭМ обеспечивает комплекс дополнительных преимуществ, включа я : 1. снижение рисков возникновени я аварийных ситуаций и масштабов последствий в случае их возникновени я ; 2. повышение конкурентоспособности предпри я ти я на внутреннем и внешнем рынках; 3. возможность освоени я новых рынков; 4. приобретение более благопри я тного имиджа и улучшение отношений с потребител я ми, партнерами, инвесторами, государственными органами, общественностью; 5. увеличение инвестиционной привлекательности; 6. снижение процентных ставок по кредитам; 7. снижение ставок платежей по экологическому страхованию (страхование экологических рисков предпри я ти я ) и т.д. 3.3 Соотношение затраты-выгоды внедрени я системы экологического менеджмента Дл я нагл я дной иллюстрации соотношени я затраты-выгоды внедрени я СЭМ воспользуемс я практическими примерами из де я тельности компаний различных отраслей промышленности.

Пример №1 По данным опроса представителей 800 различных предпри я тий, проведенного в 1997 году в Германии ассоциацией независимых предпринимателей, около половины респондентов за я вили, что система экологического менеджмента (сертифицированна я по европейскому стандарту экологического менеджмента EMAS) помогла им экономить более 56 тыс. долларов ежегодно, благодар я системному подходу к: · снижению образовани я отходов и сточных вод, · снижению потреблени я энергии, воды, · выполнению требований законодательства, · а также вводу рециклинга (вводу замкнутых систем, например, водоснабжени я ). Пример №2 В результате исследовани я , проведенного финансовым институтом Osterreichischser Kommunalkredit среди австрийских предпри я тий, вы я снилось, что среди причин побудивших предпри я ти я , внедр я ть и сертифицировать систему экологического менеджмента руководство предпри я тий называет: улучшение имиджа (33% респондентов), снижение затрат (25%), лучшее взаимопонимание с контролирующими органами (20%), привлечение инвестиций (6%), решение экологических проблем (4%). Пример №3 Две шведских консультационных компании оценивали затраты на внедрение стандарта ISO 14001 среди 36 шведских компаний.

Данные компании инвестировали от 17 тыс. до 325 тыс. долларов на внедрение СЭМ, включа я консультационные услуги.

Исследование показало, что две основные причины, побудившие внедр я ть СЭМ следующие: · улучшение экономической ситуации на предпри я тии · расширение числа покупателей продукции. В качестве преимуществ от внедрени я СЭМ респонденты отметили повышение экономии сырь я , материалов и энергии. Также было отмечено увеличение числа покупателей за счет публикации информации об экологических успехах данных предпри я тий.

Период окупаемости внедрени я СЭМ оценен ими в 2-4 года.

Пример №4 Крупна я зарубежна я компани я лесной промышленности с 1996-го по 2000-й год внедр я ла систему экологического менеджмента. На конец 2000-го года экономический эффект в результате внедрени я СЭМ почти в 2 раза превысил затраты на внедрение, сертификацию и организацию де я тельности в рамках СЭМ. Необходимо отметить, что данный проект был действительно масштабный, например, только копирование документов по проекту стоило 40 тыс. долларов.

Пример №5 (из практики российских предпри я тий) Данный пример не св я зан непосредственно с внедрением СЭМ представленными ниже предпри я ти я ми, однако иллюстрирует окупаемость меропри я тий в результате внедрени я программы предотвращени я загр я знени я (pollution prevention). Учитыва я , что принцип предотвращени я загр я знени я я вл я етс я одним из ключевых в стандарте ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001), а также рассматриваетс я в качестве варианта начальной инициативы к дальнейшему развитию де я тельности в области экологического менеджмента, будем считать данный пример, как пример, иллюстрирующий возможности экологического менеджмента (к моменту реализации проекта, из которого приводитс я пример, в России был едва прин я т стандарт ГОСТ Р ИСО 14001). В рамках американо-российского проекта Агентства международного развити я США 'Самарска я региональна я инициатива', проходившего в Самарской области в 1998-1999 гг., на 4-х представленных ниже предпри я ти я х, была произведена оценка снижени я воздействи я на окружающую среду и экономического эффекта достигаемых в ходе проведени я беззатратных и малозатратных меропри я тий и действий. 1. 'Самарска я кабельна я компани я ' Экологический эффект: улучшение качества воздуха в рабочей зоне, снижение загр я знени я воды, стекающей с промышленной площадки, исключение размещени я отходов вне пределов предпри я ти я , возможны переработка отходов или полное исключение их образовани я . Экономи я : около 480 000 руб. * в год. 2. 'Самарский подшипниковый завод' Экологический эффект: снижение рисков здоровью персонала, улучшение продуктивности работы персонала, снижение количества прогулов, улучшение свойств жидкости дл я смазывани я и охлаждени я , использование более дешевых материалов, снижение водопотреблени я , снижение сбросов сточных вод.

Экономи я : около 384 000 руб. в год. 3. 'Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод' нефт я ной компании ЮКОС Экологический эффект: снижение зависимости экологических показателей от качества топлива, используемого дл я производства электроэнергии.

Экономи я : около 160 000 руб. в год. 4. 'Родник' Экологический эффект: снижение штрафов за загр я знение, повышение продуктивности рецикла воды, экономи я материалов в результате снижени я использовани я воды.

Экономи я : около 480 000 руб. в год. В таблице № 1 приведено количество организаций мира, сертифицированных на соответствие стандартам ISO 14001 и EMAS, по состо я нию на декабрь 2003 года.

Таблица № 1. Количество организаций, сертифицированных на соответствие стандартам ISO 14001 и EMAS

Страна ISO 14001 EMAS
Япони я 13,819
Китай Гонконг Макао 5,064 273 9 (1)
Испани я 4,860 314
Германи я 4,150 2,251
США 3,474 (2)
Великобритани я 2,917 75
Итали я 3,121 162
Франци я 2,344 23
Швеци я 2,310 190
Коре я 1,495
Тайвань 1,337
Канада 1,242
Нидерланды 1,162 29
Швейцари я 1,155 (1)
Финл я нди я 1,059 39
Бразили я 1,008
Австрали я 835
Таиланд 736
Венгри я 637 (6)
Дани я Гренланди я 711 2 121
Чехи я 605 (10)
Инди я 605
Австри я 500 298
Сингапур 473 (2)
Польша 434
Аргентина 397
Мексика 369
Малайзи я 367 (1)
Норвеги я 350 42
Бельги я 303 23
ЮАР 264
Португали я 248 10
Индонези я 245
Словени я 205
Ирланди я 170 8
Филиппины 166
Турци я 135
Израиль 112
Египет 105
Нова я Зеланди я 100
Иран 98
Румыни я 96 (1)
ОАЭ 92
Колумби я 90
Греци я 90 9
Чили 80
Эстони я 74
Словаки я 73 (1)
Литва 72
Вьетнам 56
Хорвати я 52
Российска я Федераци я 48
Коста-Рика 40
Люксембург 32 1
Уругвай 32
Перу 31
Пакистан 26
Кипр 21
Латви я 20
Лихтенштейн 20
Тунис 18
Болгари я 17
Венесуэла 17
Иордани я 16
Шри Ланка 13
Серби я и Черногори я 12
Марокко 11 (2)
Нигери я 10
Зимбабве 10
Саудовска я Арави я 9
Сири я 8
Тринидад и Тобаго 7
Оман 6
Азербайджан 5
Бангладеш 5
Боливи я 5
Ливан 5
Маврикий 5
Бруней 4
Мальта 4 (1)
Намиби я 4
Парагвай 4
Пуэрто-Рико 4
Украина 4
Алжир 3
Бахрейн 3
Барбадос 3
Гайана 3
Исланди я 3
Кувейт 3
Малави 3
Монако 3
Андорра 2
Белорусси я 2
Белиз 2
Ботсвана 2
Камерун 2
Эквадор 2
Гватемала 2
Гондурас 2
Катар 2
Сенегал 2
Замби я 2
Босни я и Герцеговина 1
Камбоджа 1
Доминиканска я Республика 1
Фиджи 1
Македони я 1
Гана 1
Ямайка 1
Казахстан 1
Кени я 1
Мозамбик 1
Мь я нма 1
Непал 1
Нигер 1
Палестина 1
Панама 1
Сент-Люси я 1
Судан 1
Танзани я 1
Туркменистан 1
Сейшелы 1
Источник: Reinhard Peglau, Федеральное агентство по охране окружающей среды (Umweltbundesamt), Берлин, Германи я . Данные по сертификации EMAS приведены по Европейскому регистру сертификации EMAS. Только данные, выделенные жирным шрифтом, были обновлены по состо я нию на конец 2003 г. 3.4 Ситуаци я в России С прин я тием в 1998 году в России национального стандарта ГОСТ Р ИСО 14001, многие российские компании активизировались в отношении внедрени я и сертификации систем экологического менеджмента. В России в насто я щий момент отмечаетс я тенденци я к увеличению числа предпри я тий, внедр я ющих или за я вивших о своем намерении внедр я ть систему экологического менеджмента. Об этом говорит тот факт, что если с 1998 года по 2001-й было выдано 12 сертификатов, то уже в 2002-м году работы по подготовке к сертификации ведут в общей сложности 14 предпри я тий и 4 за я вили о своем намерении внедр я ть СЭМ. Таким образом, на данный момент насчитываетс я в общей сложности более 30 расположенных в России компаний про я вл я ющих активность в области экологического менеджмента.

Тенденци я повышени я активности российских предпри я тий в области экологического менеджмента корреспондирует с ситуацией в мире, где также с момента по я влени я стандарта ISO 14001 отмечаетс я тенденци я к увеличению числа выданных сертификатов. На насто я щий момент число сертификатов соответстви я ISO 14001 по всему миру превысило 36 000. Наиболее активными в этом отношении в России я вл я ютс я предпри я ти я нефт я ной, металлургической, химической отраслей промышленности, предпри я ти я св я зи, автомобилеи машиностроени я , целлюлозно-бумажной отрасли и р я д других. Среди причин, побудивших внедр я ть систему экологического менеджмента, представители российских компаний, называют снижение воздействи я на окружающую среду, снижение числа случаев нарушений природоохранительного законодательства, снижение штрафов, улучшение отношений с государственными контролирующими органами, экономию ресурсов, повышение инвестиционной привлекательности. Ниже приведены мнение представителей российского бизнеса в отношении преимуществ, достигаемых в результате внедрени я системы экологического менеджмента. По мнению 'главного эколога' ЮКОСа Григори я Конвиссара, 'несмотр я на добровольность, в ближайшем будущем сертификаци я по этим стандартам будет я вл я тьс я одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках.

Получение сертификата по ISO 14001 может в будущем оказатьс я необходимым дл я российских предпри я тий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. В то же врем я , внедрение в компании этих стандартов приведет к значительному улучшению ситуации с охраной окружающей среды, экономии энергии и ресурсов за счет более эффективного использовани я , увеличению оценочной стоимости основных фондов предпри я тий и к улучшению системы управлени я компании'. Генеральный директор ОАО 'Варьеганнефтегаз' Евгений Булгаков (ОАО 'Варьеганнефтегаз' одно из нескольких дочерних предпри я тий компании СИДАНКО, вовлеченных в проект по внедрению системы экологического менеджмента) считает, что 'наиболее эффективное решение экологических проблем состоит в том, чтобы предупреждать их.

Внедрение мировых стандартов природоохранной де я тельности позволит ОАО 'Варьеганнефтегаз' существенно снизить неблагопри я тное воздействие на окружающую среду уже в ближайшие годы при одновременном росте объемов производства и снижении расхода энергоресурсов'. Необходимость внедрени я системы экологического менеджмента российскими предпри я ти я ми также определ я етс я гр я дущим вступлением России во Всемирную торговую организацию, в странах-членах которой де я тельность по экологическому менеджменту рассматриваетс я как необходимый элемент деловой активности компаний. Кроме того, важным обсто я тельством, способствующим внедрению системы экологического менеджмента, я вл я етс я нова я делова я этика, когда компании, сертифицированные по ISO 14001, также требуют от своих поставщиков и партнеров соответстви я данному стандарту.

Подобна я практика уже существует в области менеджмента качества по ISO 9001. В Таблице № 2 размещаетс я информаци я , предоставленна я сертифицированными организаци я ми России, на соответствие стандарту ISO, по состо я нию на период с 1998 года по 2003 год.

Организаци я Дата получени я сертификата
1.Цех по выпуску сердечно-сосудистых препаратов совместного производства с Bristol-Meyers Squibb (США) ОАО Химико-фармацевтический комбинат 'Акрихин' 1998
2. ЗАО 'Вологодский подшипниковый завод' 4.04.2000
3. Участок производства мазей цеха N 23 ОАО Химико-фармацевтический комбинат 'Акрихин' 08.2000
4.ЗАО 'Лусент Текнолоджис - Система Коммутационные Решени я ' 29.09.2000
5. Прибрежный склад нефтепродуктов в пос.

Бронка ООО 'Несте Санкт-Петербург'

12.2000
6.ОАО 'Лакокраска' 12.2000
7.ОАО 'Лукойл' 15.01.2001
8.ЗАО 'АББ Электроизолит Бушинг' 15.02.2001
9.ООО 'Аквариус Дата' 19.03.2001
10.ЗАО 'Самарска я оптическа я кабельна я компани я ' 24.07.2001
11.ОАО 'Северсталь' 7.09.2001
12.ЗАО СП 'Пронова' 17.09.2001
13.ООО 'РОСТАР' 5.10.2001
14.ОАО 'Элкотек' 2.11.2001
15.ЗАО 'Кыштымский медеэлектролитный завод' 20.11.2001
16.ОАО 'Светогорск', Департамент лесообеспечени я 23.11.2001
Таблица № 2. Российские организации, сертифицированные на соответствие стандарту ISO
17.ЗАО 'ЛУКОЙЛ-Черноморье' 3.12.2001
18.Санкт-Петербургска я бумажна я фабрика Гознака 28.12.2001
19.ЗАО 'Москабельмет' 9.01.2002
20.ЗАО 'СТС' (с 1.12.2002 - ЗАО 'Таркетт') 21.02.2002
21.ОАО 'Волжский Оргсинтез' 24.04.2002
22.ОАО 'Русские Краски' 14.05.2002
23.ЗАО 'Форд Мотор Компани' 08.2002
24.ОАО 'Новолипецкий металлургический комбинат' 24.10.2002
25.ЗАО 'Цветлит' 30.10.2002
26.ЗАО Петербург Продактс Интернешнл (Санкт-Петербургский Производственный Центр Компании 'Gillette') 4.11.2002
27.ОАО 'САЯНАЛ' (ранее ОАО 'Са я нска я Фольга') 26.11.2002
28.ОАО 'Са я ногорский алюминиевый завод' 17.12.2002
29.ООО 'Мюльхан МорФлот' 30.12.2002
30.ОАО 'НИЖФАРМ' 01.2003
31.ООО 'ЛУКОИЛ-ПЕРMНЕФТЬ' 24.01.2003
32.ООО 'ЛУКОЙЛ - Пермнефтеоргсинтез' 18.02.2003
33.ОАО 'ДОЗАКЛ' (Дмитровский опытный завод алюминиевой консервной ленты) 5.03.2003
34.ООО 'АЛКОА Си-Эс-Ай Восток' 27.03.2003
35.ОАО 'Хенкель-Эра' 7.04.2003
36. ООО 'СУАЛ - Порошкова я Металлурги я ' 28.04.2003
38.ОАО 'Самарский металлургический завод' 4.07.2003
39.ГУП 'Водоканал Санкт-Петербурга' 12.08.2003
40.ОАО 'Приморское морское пароходство' 18.09.2003
41.ОАО 'Уралкалий' 11.2003
42.ОАО 'Котласский целлюлозно-бумажный комбинат' 22.12.2003
Примечание.

Организации приведены в пор я дке получени я (начала срока действи я ) сертификата. 3.5 Внедрение системы экологического менеджмента в Калининграде В 2004 году в Калининграде стартует международный проект 'Создание системы экологического менеджмента и аудита на муниципальных предпри я ти я х 'Водоканал' и 'Калининградтеплосеть'. По поручению мэрии он будет реализован в течение трех лет экологическим центром 'ЕКАТ-Калининград'. Активную поддержку в этом городу оказывают Министерство природных ресурсов России, греческие партнеры.

Стоимость проекта - 620 тыс я ч евро. Из них 424 тыс я чи будет финансировать Европейска я комисси я . Цель проекта - создание системы экологического менеджмента и аудита, их внедрение в общую схему управлени я предпри я тием.

Планируетс я разработать экологические стандарты дл я 'Теплосети' и 'Водоканала', организовать при них природоохранные службы, специалисты которых пройдут обучение и практическую подготовку. Все это позволит оптимизировать экологические платежи и оценить эффективность капиталовложений в природоохранные меропри я ти я . В дальнейшем это должно принести предпри я ти я м и существенную экономическую выгоду. С нового года в течение шести мес я цев будет реализован еще один экологический проект: 'Исследование потенциала биогаза городской свалки Калининграда'. Деньги на эти цели выдел я ет программа ТАСИС 'Приграничное сотрудничество'. Совместно с муниципалитетом нашего города-побратима Кальмара (Швеци я ), будет изучено воздействие полигона твердых бытовых отходов на окружающую среду, разработаны проекты по использованию вредных веществ в полезных цел я х. За год на полигон вывозитс я около 250 тыс я ч тонн бытовых отходов. Они выдел я ют примерно 25 миллионов кубических метров биогаза - смеси метана, азота и других примесей.

Однако энергетическа я ценность этого летучего соединени я эквивалентна 17 тыс я чам тонн условного топлива.

Утилизаци я биогаза в перспективе не только позволит уменьшить вред, но и сэкономить на приобретении угл я или мазута.

Выводы 1. В мировой практике по ООС существуют следующие экологические стандарты - BS 7750, ISO 14000, I SO 9000. России введены в действие аналогичные российские (национальные) стандарты: ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и ГОСТ Р ИСО 14001-98. 2. Международные стандарты серии ISO 14000 устанавливают требовани я к системам экологического менеджмента с тем, чтобы дать организаци я м (компани я м, предпри я ти я м, производител я м) инструмент дл я разработки политики и определени я задач сокращени я воздействи я на окружающую среду. 3. ISO 9001:2000 - это международный стандарт, обобщающий передовой мировой опыт в области управлени я производством, содержит требовани я к организации производства.

Ключевым пон я тием я вл я етс я используемое в стандартах - 'Система менеджмента качества' (СМК). Главной особенностью стандартов ISO 9000 я вл я етс я то, что они предъ я вл я ют требовани я не к качеству продукции напр я мую, а к системе организации управлени я производством, которое призвано обеспечивать предсказуемый и стабильный уровень качества продукции. С точки зрени я стандартов серии ISO 9000, качественной считаетс я та продукци я , котора я удовлетвор я ет как специфицированным (прописанным), так и предполагаемым (не прописанным) ожидани я м клиента. 4. Внедрение системы экологического менеджмента на основе экологических стандартов обеспечивает предпри я тие следующими преимуществами: систематическое снижение отрицательного воздействи я на окружающую среду, систематическое сокращение производственных и эксплуатационных затрат, снижение природоохранных платежей и более эффективное выполнение требований природоохранительного законодательства. 4.1. Внедрение стандартов в области ООС обеспечивает предпри я тию комплекс дополнительных преимуществ, включа я : снижение рисков возникновени я аварийных ситуаций и масштабов последствий в случае их возникновени я ; повышение конкурентоспособности предпри я ти я на внутреннем и внешнем рынках; возможность освоени я новых рынков; приобретение более благопри я тного имиджа и улучшение отношений с потребител я ми, партнерами, инвесторами, государственными органами, общественностью; увеличение инвестиционной привлекательности; снижение процентных ставок по кредитам; снижение ставок платежей по экологическому страхованию (страхование экологических рисков предпри я ти я ) и т.д.

Литература 1. Основы экологического аудита.

Учебное пособие М.: Изд-во МНЭПУН, 2001. 2. Глухов В., Лисочкина Т., Некрасов Т. Экономические основы экологии. - СПб,1995. 3. Пашков Е.В., Фомин Г.С., Красный Д.В. Международные стандарты ИСО 14000. Основы экологического управлени я . М.: ИПК Издательство стандартов, 1997. 4. Экологи я , охрана природы и экологическа я безопасность. М.: Издательство МНЭПУ, 1997. 5. Байдакрв С.Л., Серов Г.П. Экологический аудит. М.,2002 6. Макаров С.В., Шагаров Л.б.

Экологическое аудирование промышленных предпри я тий. М., 1997. 7. Пахомова Н, Эндрес А, Рихтер К. Экологический менеджмент. С-Пб. 2003. 8. Серов Г.П. Экологический аудит.

Учебно-практическое пособие. М., 2000. 9. Методические и нормативно-правовые основы экологического аудировани я в Российской Федерации. Часть 1. Учебное пособие под ред.

Карелова А.М., Потравного И.М. и др., М.,1998 10. Методические и нормативно-правовые основы экологического аудировани я в Российской Федерации. Часть 2. Учебное пособие под ред.

Карелова А.М., Потравного И.М. и др., М.,1999 11. http://www.ecoline.ru/ - открыта я справочно-информационной служба 'Ecoline' 12. Слесарев М.Ю. Экологический менеджмент // Справ.: Инж. ж. - 1997. 13. Игнатов В.Г., Кокин А.В. Экологичный менеджмент Ростов-н/Д: Книжное издательство, 1997 г. 14. Экологическое оздоровление экономики. Под ред. В.Я. Возн я к, Н.Г. Фойгельман. - М.: 'Наука', 1994 г.

Стандарты ISO серии 14000

Номер Английское название Перевод названи я Статус Номер и название соотв. российского стандарта (если прин я т)
Системы экологического менеджмента
ISO 14001:1996 Environmental management systems — Specification with guidance for use Системы экологического менеджмента — Спецификаци я и руководство по применению Прин я т ГОСТ Р ИСО 14001—98. Системы управлени я окружающей средой.

Требовани я и руководство по применению

ISO/CD 14001 Revision of ISO 14001:1996 Пересмотр стандарта ISO 14001:1996 Проект комитета (Committee draft)
ISO 14004:1996 Environmental management systems — General guidelines on principles, systems and supporting techniques Системы экологического менеджмента — Общее руководство по принципам, системам и методам Прин я т ГОСТ Р ИСО 14004—98. Системы управлени я окружающей средой. Общие руковод я щие указани я по принципам, системам и средствам обеспечени я функционировани я
ISO/CD 14004 Revision of ISO 14004:1996 Пересмотр стандарта ISO 14004:1996 Проект комитета (Committee draft)
Экологический аудит и экологическа я оценка
ISO 14010:1996 Guidelines for environmental auditing — General principles Руководство по экологическому аудиту — Общие принципы Заменен стандартом ISO 19011:2002 ГОСТ Р ИСО 14010—98 Руковод я щие указани я по экологическому аудиту.

Основные принципы

ISO 14011:1996 Guidelines for environmental auditing — Audit procedures — Auditing of environmental management systems Руководство по экологическому аудиту — Процедуры аудита — Проведение аудита систем экологического менеджмента Заменен стандартом ISO 19011:2002 ГОСТ Р ИСО 14011—98. Руковод я щие указани я по экологическому аудиту.

Процедуры аудита.

Проведение аудита систем управлени я окружающей средой

ISO 14012:1996 Guidelines for environmental auditing — Qualification criteria for environmental auditors Руководство по экологическому аудиту — Квалификационные критерии дл я экологических аудиторов Заменен стандартом ISO 19011:2002 ГОСТ Р ИСО 14012—98. Руковод я щие указани я по экологическому аудиту.

Квалификационные критерии дл я аудиторов в области экологии

ISO 14015:2001 Environmental management — Environmental assessment of sites and organizations Экологический менеджмент — Экологическа я оценка площадок и организаций Прин я т
ISO 19011:2002 Guidelines on quality and environmental auditing Руководство по аудиту качества и экологическому аудиту Прин я т
Экологическа я маркировка и декларирование
ISO 14020:2000 Environmental labels and declarations — General principles Экологическа я маркировка и декларирование — Общие принципы Прин я т ГОСТ Р ИСО 14020—99. Экологические этикетки и декларации.

Основные принципы

ISO 14021:1999 Environmental labels and declarations — Self—declared environmental claims (Type II environmental labelling ) Экологическа я маркировка и декларирование — Самодекларируемые экологические за я влени я (экологическа я маркировка типа II) Прин я т ГОСТ Р ИСО 14021—2000. Этикетки и декларации экологические.

Самодекларируемые экологические за я влени я (экологическа я маркировка по типу II)

ISO 14024:1999 Environmental labels and declarations — Type I environmental labelling — Principles and procedures Экологическа я маркировка и декларирование — Экологическа я маркировка типа I — Принципы и процедуры Прин я т ГОСТ Р ИСО 14024—2000. Этикетки и декларации экологические.

Экологическа я маркировка типа I. Принципы и процедуры

ISO/TR 14025:2000 Environmental labels and declarations — Type III environmental declarations Экологическа я маркировка и декларирование — Экологические декларации типа III Прин я т, технический доклад
Оценка экологической результативности
ISO 14031:1999 Environmental management — Environmental performance evaluation — Guidelines Экологический менеджмент — Оценка экологической результативности — Руководство Прин я т ГОСТ Р ИСО 14031-2001. Управление окружающей средой.

Оценивание экологической эффективности. Общие требовани я

ISO/TR 14032:1999 Environmental management — Examples of environmental performance evaluation (EPE) Экологический менеджмент — Примеры оценки экологической результативности Прин я т, технический доклад
Оценка жизненного цикла продукции и услуг
ISO 14040:1997 Environmental management — Life cycle assessment — Principles and framework Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Принципы и структура Прин я т ГОСТ Р ИСО 14040—99. Управление окружающей средой.

Оценка жизненного цикла.

Принципы и структура

ISO 14041:1998 Environmental management — Life cycle assessment — Goal and scope definition and inventory analysis Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Определение цели и области исследовани я , инвентаризационный анализ Прин я т ГОСТ Р ИСО 14041—2000. Управление окружающей средой.

Оценка жизненного цикла.

Определение цели, области исследовани я и инвентаризационный анализ

ISO 14042:2000 Environmental management — Life cycle assessment — Life cycle impact assessment Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Оценка воздействи я жизненного цикла Прин я т ГОСТ Р ИСО 14042—2000. Управление окружающей средой.

Оценка жизненного цикла.

Оценка воздействи я жизненного цикла

ISO 14043:2000 Environmental management — Life cycle assessment — Life cycle interpretation Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Интерпретаци я жизненного цикла Прин я т ГОСТ Р ИСО 14043—2000. Управление окружающей средой.

Оценка жизненного цикла.

Интерпретаци я жизненного цикла

ISO/WDTR 14047 Environmental management — Life cycle assessment — Examples of application of ISO 14042 Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Примеры применени я стандарта ISO 14042 Рабочий проект (working draft) технического доклада
ISO/TS 14048:2002 Environmental management — Life cyle assessment — Life cycle assessment data documentation format Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Формат документировани я данных по оценке жизненного цикла Прин я т (Техническа я спецификаци я )
ISO/TR 14049:2000 Environmental management — Life cycle assessment — Examples of application of ISO 14041 to goal and scope definition and inventory analysis Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Примеры применени я стандарта ISO 14041 дл я определение цели и области исследовани я , а также инвентаризационного анализа Прин я т, технический доклад
Словарь
ISO 14050:1998 Environmental management — Vocabulary Экологический менеджмент — Словарь Заменен стандартом ISO 14050:2002 ГОСТ Р ИСО 14050—99. Управление окружающей средой.

Словарь

ISO 14050:2002 Environmental management — Vocabulary Экологический менеджмент — Словарь Прин я т
Различные стандарты, технические доклады и руководства
ISO/TR 14061:1998 Information to assist forestry organizations in the use of Environmental Management System standards ISO 14001 and ISO 14004 Информаци я в помощь организаци я м, работающим в лесном хоз я йстве, по использованию стандартов дл я систем экологического менеджмента ISO 14001 и ISO 14004 Прин я т, технический доклад
ISO/TR 14062:2002 Guidelines for integrating environmental aspects into product development Руководство по интеграции учета экологических аспектов в процесс разработки продукта Прин я т, технический доклад
ISO/CD2 14063 Environmental management — Environmental communications — Guidelines and examples Экологический менеджмент — Обмен экологической информацией — Руководство и примеры Проект комитета (Сommittee draft)
ISO/AWI 14064 Guidelines for Measuring, Reporting and Verifying Entity and Project-level Greenhouse Gas Emissions Руковод я щие указани я по измерению, отчетности и подтверждению выделени я парниковых газов на уровне отдельных организаций и проектов Прин я т дл я разработки (Approved work item)
ISO Guide 64:1997 Guide for the inclusion of environmental aspects in product standards Руководство по включению экологических аспектов в стандарты на продукцию Прин я то, руководство
ISO Guide 66:1999 General requirements for bodies operating assessment and certification of environmental management systems Общие требовани я к органам, выполн я ющим оценку и сертификацию систем экологического менеджмента Прин я то, руководство
Примечание.

экспертиза оценки ущерба от залива в Твери
оценка гаража в Орле
оценка склада в Брянске

НАШИ КОНТАКТЫ

Адрес

40 офисов и вся Россия

НОМЕР ТЕЛЕФОНА

8-800-766-16-81

График

24 часа, без выходных

Email

zakaz@​​gordiplom.ru

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ДОСТУПНО 24 ЧАСА В ДЕНЬ!
Thank you! Your message has been sent.
Unable to send your message. Please fix errors then try again.