Внимание! gordiplom.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано кредитором, налоговым или иным уполномоченным органом, а также прокурором независимо от суммы кредиторской задолженности. Арб
Судьба философа……………………………стр. 4 - 5 III. Основные идеи и учения. Мораль рабов……………………….стр. 5 - 9 Внеморальная мораль сверхчеловека………………………стр. 9-12 IV. Заключение…………………………стр. 12 V. Список исполь
Преступление характеризуетс я как действием, так и бездействием. Правила охраны окружающей среды применительно к различным видам и стади я м хоз я йственной де я тельности содержатс я в законодательс
Объектом исследования являются санатории, пансионаты, дома отдыха, базы отдыха, туристические гостиницы, кемпинг и др. Теоретическая база курсовой работы это книги: Гуляев В.Г. «Туризм: экономика и с
Устройство операционных, перевязочных комнат и правила поведения в них, подготовка, сохранение чистоты во время операций и уборка после операций являются основным методом профилактики воздушной и капе
Первые явления, связанные с появлением СИД, были обнаружены Лосевым О.В. в 1923 г. Активное развитие технологии изготовления СИД с различными параметрами продолжается и сегодня. Кроме вышеперечисленн
Биробиджан) Сизовой С.В. В условиях перехода России к рыночной экономике большое значение приобретают вопросы бухгалтерского учета и экономического анализе финансовых результатов организации. Дипломн
Понятие девиантности……..стр. 3-4 2. Природа отклоняющегося поведения……………………………….стр. 4-5 3. Основные теории девиантного поведения. а) Биологические теории…………………стр. 5-7 б) Теория анатомии………………………ст
Существующа я система отчетности не позвол я ет адекватно отразить промышленное воздействие на окружающую среду и, следовательно, не дает возможности определить приоритетные направлени я усилий по его снижению.
Некоторые нормативы я вл я ютс я нереалистичными.
Воздействие предпри я ти я на окружающую среду нередко я вл я етс я причиной конфликтов между предпри я ти я ми и местным населением.
Различные заинтересованные стороны, включа я общественность, испытывают недостаток в экологической информации, в том числе в информации об экологических аспектах де я тельности предпри я ти я , что еще более обостр я ет существующие конфликты. В то же врем я , в последние годы в мире получили распространение новые подходы к регулированию и снижению воздействи я на окружающую среду, одним из которых я вл я етс я экологический менеджмент. Эти подходы, направленные на одновременное повышение экономической и экологической эффективности производства, основаны на использовании организационных ресурсов, “человеческого фактора”. Прежде всего, их применение позвол я ет достичь реальных результатов путем применени я малозатратных или беззатратных методов.
Одновременно подобные подходы подразумевают определенную степень открытости в де я тельности предпри я ти я , взаимодействие с заинтересованными сторонами.
Именно внедрение принципов экологического менеджмента на предпри я ти я х, осуществл я емое во взаимодействии с заинтересованными сторонами, рассматриваетс я в рамках данного проекта как инструмент, способный внести реальный вклад в решение перечисленных проблем.
Однако целенаправленное использование принципов экологического менеджмента во многих случа я х предполагает глубокие изменени я не только в системе природоохранной работы на предпри я тии, но и в системе управлени я организацией в целом. В противном случае создание системы экологического менеджмента (СЭМ) может оказатьс я лишь формальным меропри я тием, не привод я щим к реальному повышению экологической эффективности.
Определенные трудности св я заны и с адаптацией принципов экологического менеджмента к российским услови я м, необходимостью их сочетани я с существующей системой регулировани я . Все эти проблемы могут быть преодолены лишь путем создани я прецедентов, широкого и открытого обсуждени я полученного опыта, его анализа. Этот процесс позволит вы я вить перспективные подходы и формы работы, применимые в российских услови я х. Цель моей работы вы я снить дл я чего нужно экологические стандарты. В ходе изучени я данных экологических стандартов были поставлены следующие задачи: 1. Вы я снить сущность стандартов экологического менеджмента и аудита. 2. Рассмотреть степень вли я ни я стандартов серии ISO 14000 и ISO 9000 . 3. Вы я снить основные преимущества от внедрение системы экологического менеджмента на предпри я ти я . Глава 1. Истори я по я влени я стандартов в области ООС Противоречие между торговой политикой и политикой устойчивого экологически безопасного развити я экономики, или между торговлей и производством - одно из самых острых противоречий мирового хоз я йства. В торговых отношени я х страны ориентируютс я на ценовые преимущества той или иной продукции и не стрем я тс я брать на себ я брем я затрат по экологизации и модернизации производства.
Пробивает себе дорогу тенденци я к перемещению «гр я зной» продукции в те страны, где ниже производственные издержки, в частности, ниже заработна я плата.
Главное средство разрешени я этого противоречи я - внедрение международных экологических стандартов, в первую очередь, стандартов ИСО 14000, разрабатываемых Международной организацией по стандартизации (ИСО). Стандарты этой серии ориентируют предпри я ти я на внедрение экологического менеджмента, а не отдельные нормы объема выбросов. Их использование предусматривает соблюдение определенных процедур, прин я тие соответствующих документов и создание системы ответственности за экологизацию производства.
Решение о разработке стандартов ИСО 14000 я вилось результатом Уругвайского раунда переговоров, приведшего к созданию ВТО, и Конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году.
Данные стандарты были разработаны с учетом британских стандартов BS 7750 и международных стандартов по системам контрол я качества продукции (ИСО 9000). Они рассчитаны на существенную корректировку национальных экологических нормативов, улучшение экологического регулировани я де я тельности компаний (предпри я тий) и совершенствование условий международной торговли.
Национальные системы сертификации продукции на соответствие экологическим требовани я м должны базироватьс я на названных стандартах ИСО, а также экологических стандартах Европейской экономической комиссии ООН, директивах ЕС и других международных организаций, принимающих решени я по вопросам экологии.
Решени я должны ложитьс я не только на плечи государства или только на экономику, но и на все общество в целом.
Подтверждение соответстви я нормативным требовани я м в национальных системах экологической сертификации (в том числе в российской РОСС RU.001.01. ЭТОО) осуществл я етс я в форме либо добровольной, либо об я зательной сертификации. При добровольной затраты относ я т на счет дохода, при об я зательной - на себестоимость продукции. Так, в РФ така я система, функционирующа я с учетом требований международных стандартов ИСО 14000, включает 16 органов по сертификации, 15 испытательных лабораторий и организацию, занимающуюс я подготовкой специалистов. В то же врем я существуют ведомственные системы сертификации, которые зачастую не обеспечивают необходимого соответстви я продукции экологическим стандартам. В России это относитс я и к нефтепродуктам, и к самолетам, автомобил я м и многой другой продукции.
Например, по годовому выбросу вредных веществ в атмосферу российские автомобили примерно втрое опаснее американских, а по токсичности - даже в 9 раз. Они могут достигнуть соответстви я , скажем, нормам Евро-3 не ранее 2008 года. К сожалению, в номенклатуре продукции и услуг Госстандарта РФ пока не выдел я ютс я объекты, подлежащие об я зательной экологической сертификации, что открывает дополнительную возможность дл я предпри я тий не учитывать требовани я экологической безопасности (реализаци я которых предполагает существенное увеличение производственных затрат). Дл я последовательного согласовани я интересов производства, торговли и требований экологической безопасности необходима взвешенна я государственна я экологическа я политика. Глава 2.Сущность стандартов Экологического Аудита и Экологического Менеджмента 2.1 Экологический аудит Экологический аудит проводитс я с целью получени я достоверной информации дл я подготовки и прин я ти я экологически обоснованных решений, оценки существующей экологической ситуации и вли я ни я фактических результатов любой реализованной де я тельности на природную среду.
Экологи-аудиторы различных компаний проход я т специальную подготовку и после чего получили аккредитацию.
Экологический аудит может проводитьс я как по требованию контролирующих органов, органов государственной власти и местного самоуправлени я , так и по инициативе администрации предпри я ти я . В соответствии с действующим природоохранным законодательством, в первом случае вы я вленные нарушени я влекут за собой штрафные санкции. При добровольной декларации руководителем предпри я ти я о вы я вленных в ходе экологического аудита нарушени я х санкции не примен я ютс я . По за я вке специалисты в области экологического аудита окажут специализированные консалтинговые услуги, подготов я т соответствующие документы, проведут независимый экологический аудит с выдачей документированного заключени я . Экологический аудит производственного объекта или территории необходим компании если возникла потребность: 1. получить независимую документированную оценку соответстви я хоз я йственной де я тельности требовани я м нормативно-правовых актов, в том числе международных стандартов в области природопользовани я и охраны окружающей среды 2. оптимизировать свои отношени я с природоохранными органами, органами власти и населением, снизить антропогенную нагрузку на природную среду и степень вли я ни я производственной де я тельности на здоровье своего персонала и население данной местности 3. вы я вить необоснованно завышенные экологические платежи, незаконность применени я к предпри я тию санкций 4. получить экологический сертификат на выпускаемую продукцию и обеспечить ее конкурентоспособность на мировом рынке 5. определить экологические риски дл я их страховани я и обеспечени я промышленной безопасности производства 6. определить экологический ущерб природной среде насто я щим или прежним собственником хоз я йствующего объекта при изменении собственника 7. оценить экологическую безопасность производства дл я получени я кредита в российских и зарубежных банках Выстраива я де я тельность предпри я ти я с учетом экологической составл я ющей, предпри я тие переходит на новый, качественно более высокий уровень управлени я окружающей средой, производством и персоналом, приобретаетс я новой положительный имидж. 2.2 Экологический менеджмент Экологический менеджмент - управление природоохранной и природопользовательной де я тельностью.
Экологический менеджмент включает: · правовой и экономический механизмы охраны природы; · систему государственных и региональных органов управлени я ; · я тельность руководителей и специалистов предпри я тий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Система экологического менеджмента (EMS) - часть общей системы менеджмента, котора я включает организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практическую де я тельность, процедуры (приемы), процессы и ресурсы, необходимые дл я разработки, внедрени я , достижени я целей экологической политики, ее пересмотра и корректировки. Аудит системы экологического менеджмента - процесс систематической документированной проверки и оценки объективным путем установленных показателей, предпринимаемый с целью установлени я соответстви я характеристик EMS специально установленным организацией критери я м такой оценки; результаты аудита EMS должны быть доведены до менеджеров.
Основные принципы и элементы системы экологического менеджмента (EMS) состо я т из 5 частей: 1. Об я зательства и политика Организаци я должна определить свою экологическую политику и обеспечить выполнение об я зательств в отношении функционировани я EMS. 2. Планирование Организаци я должна разработать план (программу) достижени я целей и выполнени я задач экологической политики. 3. Реализаци я Дл я эффективной реализации экологической программы организаци я должна определить и изыскать возможности и механизмы, необходимые дл я достижени я целей и выполнени я задач экологической политики. 4. Оценка и измерение Организаци я должна обеспечить необходимые оценку, мониторинг и измерение экологических показателей своей де я тельности. В этом смысле систему экологического менеджмента следует рассматривать как организующую структуру, котора я должна находитьс я под посто я нным наблюдением. 5. Проверка и улучшение Организаци я должна провер я ть и посто я нно улучшать свою систему экологического менеджмента. 2.3 Системы менеджмента качества и сертификаци я ISO 9001:2000 ISO 9001:2000 - это международный стандарт, обобщающий передовой мировой опыт в области управлени я производством, содержит требовани я к организации производства. Когда говор я т о 'Стандартах серии ISO 9000:2000', имеют в виду три международных стандарта: ISO 9000:2000, ISO 9001:2000 и ISO 9004:2000. В России введены в действие три аналогичных российских (национальных) стандарта: ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Ключевое пон я тие, используемое в стандартах - 'Система менеджмента (управлени я ) качества' (СМК). Особенностью стандартов я вл я етс я то, что они предъ я вл я ют требовани я не к качеству продукции напр я мую, а к системе организации управлени я производством, которое призвано обеспечивать предсказуемый и стабильный уровень качества продукции. С точки зрени я стандартов серии ISO 9000, качественной считаетс я та продукци я , котора я удовлетвор я ет как специфицированным (прописанным), так и предполагаемым (не прописанным) ожидани я м клиента. Зачем предпри я ти я трат я т врем я и немалые средства на разработку, внедрение и сертификацию СМК (ISO 9001:2000)? Интеграци я России на равноправной основе в мировую экономику возможна только при условии использовани я международных стандартов.
Вступление России в ВТО откроет свободный доступ на российский рынок иностранным компани я м.
Продукци я и услуги большинства российских компаний окажутс я неконкурентоспособными из-за несоответстви я международным требовани я м, что приведет к потере внутреннего рынка. Выход на внешний рынок также будет затруднен по причине того, что одним из основных условий тендеров по поставке продукции и услуг я вл я етс я наличие сертификата соответстви я системы менеджмента качества (СМК) требовани я м международного стандарта ISO 9001:2000. Европейские предпри я ти я дел я т своих поставщиков на 3 группы, причем разница закупочной цены в этих группах достаточно существенна я (до 15%): 1. абсолютно надежные (сертифицированна я СМК ISO 9001:200); 2. относительно надежные (СМК ISO 9001:2000 в процессе внедрени я ); 3. не надежные (СМК ISO 9001:2000 отсутствует). Кроме того, внедрение СМК на основе ISO 9001:2000 приводит к повышению конкурентоспособности продукции/услуг, снижению рисков и повышению довери я со стороны кредиторов и инвесторов. На конец 2002 года в России было всего 314 предпри я тий сертифицированных по ISO 9001:2000. Это немного меньше чем во Вьетнаме (354) и ОАЭ (407), что не делает нам чести. Так, например, в Польше этот показатель составил 914 предпри я тий, в Чешской республике - 1125, в Словакии - 768, в Румынии - 767, в Венгрии - 4446. Большое количество сертифицированных предпри я тий в Индии - 2247, США - 4587, Германии - 10811, Италии - 14733, Испании - 8872, Великобритании - 9301, Австралии - 7024. Но самое большое количество в Японии - 16813 и Китае - 40997. Приведенна я выше статистика нагл я дно показывает, что в России дол я сертифицированных предпри я тий составл я ет не более 3-х процентов, в то врем я как во всем мире их большинство.
Выгоды от внедрени я СМК на основе стандарта ISO 9001:2000 и сертификации: 1. Получение преимущества перед конкурентами при участии в тендерных торгах. 2. Об я зательное условие дл я получени я государственного, военного или любого другого заказа, который финансируетс я из бюджета страны или города. 3. Упрощение и удешевление процесса получени я лицензий или разрешений. 4. Повышение имиджа Вашей компании в глазах иностранных и российских партнеров, инвесторов. 5. Снижение непроизводительных затрат. 6. Повышение качества продукции/услуг. 7. я и повышение ее эффективности. 8. Повышение ответственности и дисциплинированности персонала. 9. Повышение имиджа организации в регионе и отрасли, что очень важно дл я присутстви я на рынке в первых р я дах. Очень показательным подтверждением необходимости внедрени я СМК я вл я ютс я следующие примеры: Постановление Правительства Москвы от 5 декабр я 2000 г. N 953 'О совершенствовании систем управлени я качеством в строительстве г.
Москвы' 3.3. Начина я с 2004 года не допускать к участию в подр я дных торгах по городскому заказу строительные организации, не внедрившие систему управлени я качеством на основе Государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000. Федеральный закон 'О техническом регулировании' от 27 декабр я 2002 года № 184-ФЗ Стать я 20. Формы подтверждени я соответстви я 3. Об я зательное подтверждение соответстви я осуществл я етс я в формах: прин я ти я декларации о соответствии (далее - декларирование соответстви я ); об я зательной сертификации. Стать я 24. Декларирование соответстви я 3. При декларировании соответстви я на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств за я витель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в пор я дке, предусмотренном пунктом 2 насто я щей статьи: - включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре); - предоставл я ет сертификат системы качества, в отношении которого предусматриваетс я контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации. 4.Сертификат системы качества может использоватьс я в составе доказательств при прин я тии декларации о соответствии любой продукции, за исключением случа я , если дл я такой продукции техническими регламентами предусмотрена ина я форма подтверждени я соответстви я . 2.4 Сертификаци я по требовани я м стандарта ISO 14001: ожидани я и проблемы Система ИСО 14000 предусматривает ориентацию на требовани я , формируемые в следующих документах: ИСО 14001 - системы экологического менеджмента; ИСО 14004 - руководство по принципам создани я и методам использовани я систем экологического менеджмента; ИСО 14010 - руководство по экологическому аудиту; ИСО 14011/1 - руководство по процедурам аудита; ИСО 14012 - руководство по критери я м квалификации экологических аудиторов; ИСО 14014 - руководство по определению первоначального уровн я экологической эффективности предпри я ти я ; ИСО 14020 - принципы экологической маркировки продукции; ИСО 14031 - руководство по оценке показателей экологической де я тельности предпри я ти я (организации); ИСО 14040- оценка экологической составл я ющей на всех стади я х жизненного цикла продукции; ИСО 14060 - руководство по учету экологических аспектов в стандартах на продукцию. В российской практике использовани я международных стандартов серии ISO 14000, в 2000 году был получен сертификат соответстви я системы управлени я окружающей средой (системы экологического менеджмента) предпри я ти я стандарту ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001-98 в официальном переводе на русский я зык). Таким предпри я тием стало ЗАО “Вологодский подшипниковый завод”. Несомненно, это окажет серьезное вли я ние на внедрение рыночных методов экологического регулировани я в практику де я тельности российских производителей и поможет укрепить позиции на международных рынках не только отдельных предпри я тий, но и Российской Федерации в целом.
Получение Вологодским подшипниковым заводом сертификата соответстви я стандарту ISO 14001 свидетельствует о начале давно ожидаемых качественных изменений в подходах к решению экологических проблем, сто я щих перед нашей страной, и уже привлекает повышенное внимание к предпри я тию не только партнеров и потенциальных инвесторов, но и широких кругов экологической общественности в стране и за рубежом.
Конкретные планы, организаци я де я тельности в системе экологического менеджмента и реально достигнутые заводом результаты, могут и должны рассматриватьс я другими предпри я ти я ми в качестве нагл я дного примера и доступного национального опыта использовани я стандарта ISO 14001. Вместе с тем, нар я ду с многообещающими ожидани я ми существуют и серьезные опасени я , касающиес я массового внедрени я стандарта ISO 14001 в практику де я тельности российских предпри я тий. В первую очередь они св я заны с общим возрастающим в мире недоверием общественности к формальной сертификации.
Многие ведущие международные организации выражают обеспокоенность относительно того, что р я д предпри я тий и компаний рассматривает сертификацию систем экологического менеджмента, например, в соответствии со стандартом ISO 14001 как результат, а не как средство достижени я результата.
Подобные компании, формально соответству я положени я м стандарта ISO 14001, не демонстрируют фактического улучшени я результатов экологической де я тельности или демонстрируют малозначительные улучшени я . Например, Международна я организаци я стандартизации (ISO) высказывает озабоченность относительно формального соответстви я некоторых компаний стандарту ISO 14001 и считает такую ситуацию недопустимой. В данный момент, технический комитет ISO (TC 207), разрабатывающий стандарты серии ISO 14000, пересматривает положени я и некоторые требовани я стандарта ISO 14001, в отношении которых могут быть допущены случаи злоупотреблени я . Представители комитета отмечают, что в следующей редакции стандарта будет усилено требование открытой демонстрации реального улучшени я результатов экологической де я тельности, что позволит избежать недостатков формальной сертификации. Регул я рное проведение экологического аудита по более жестким, чем в насто я щий момент, критери я м даст возможность контролировать эффективность функционировани я системы экологического менеджмента.
Мировой Банк раздел я ет позицию ISO и считает, что предпри я ти я должны демонстрировать действительно значительные усили я дл я достижени я экологических целей в системе экологического менеджмента, а не только выполн я ть минимум формальных требований.
Мировой Банк придерживаетс я позиции, что сертификаци я соответстви я стандарту ISO 14001 сама по себе еще не гарантирует достижени я более высокого уровн я экологической де я тельности и отмечает, что при использовании стандарта ISO 14001 возможны случаи злоупотреблени я . Эту позицию раздел я ют также и представители деловых кругов. Так, менеджеры по охране окружающей среды, здоровью персонала и безопасности р я да крупных транснациональной корпораций считают, что факт наличи я сертификата соответстви я стандарту ISO 14001 не означает, что предпри я тие или компани я имеет эффективную систему экологического менеджмента. В св я зи с тем, что формальна я сертификаци я постепенно тер я ет свое преувеличенное значение, различные международные инвестиционные организации, в том числе Мировой Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развити я , Европейский Инвестиционный Банк, рекомендуют предпри я ти я м и компани я м выходить за рамки требований стандарта ISO 14001 и осуществл я ть инициативную открытую де я тельность в области экологического менеджмента, котора я позвол я ет достигать значительно более эффективных результатов. На международном уровне все большее число сторонников находит позици я , в соответствии с которой только открыта я демонстраци я де я тельности в области экологического менеджмента обеспечивает несомненные выгоды и преимущества дл я предпри я тий и компаний, осуществл я ющих эту де я тельность. Одним из наиболее эффективных путей предупреждени я массовой имитации и фальсификации создани я систем экологического менеджмента в Российской Федерации я вл я етс я привлечение широкого общественного регулировани я подобной де я тельности.
Развитие различных механизмов общественного участи я в оценке эффективности систем экологического менеджмента позволит не только уменьшить возможности имитации существовани я подобных систем, но и значительно расширит дл я российских предпри я тий св я занные с ними потенциальные преимущества. При этом и предпри я ти я , работающие по стандарту ISO 14001, и общественность должны я сно представл я ть, что основные преимущества здесь св я заны не с формальной сертификацией, а с добровольной открытой демонстрацией всем заинтересованным сторонам планов, организации и результатов де я тельности в системе экологического менеджмента.
Наличие и эффективность использовани я систем экологического менеджмента должны, в соответствии с требовани я ми стандарта ISO 14001, легко подвергатьс я внешней оценке (аудиту), в том числе и со стороны общественности. В качестве критериев подобного аудита могут рассматриватьс я , например, следующие вопросы, непосредственно затрагивающие сущность де я тельности предпри я ти я в системе экологического менеджмента: 1. Какие принципиальные качественные изменени я в подходах к решению экологических проблем произошли на предпри я тии в процессе создани я и использовани я системы экологического менеджмента? 2. Как сформулирована экологическа я политика предпри я ти я ? Какие принципы де я тельности, закрепленные в стандарте ISO 14001, включены в экологическую политику? 3. Охватывает ли система экологического менеджмента все основные и вспомогательные производства, вход я щие в состав предпри я ти я , или только их определенную (какую) часть? 4. Какое врем я было затрачено предпри я тием на создание работающей системы экологического менеджмента (в том числе врем я , затраченное только на сертификацию системы)? 5. Какие требовани я ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001-98) не использовались при создании системы экологического менеджмента, например, как противоречащие традиционным особенност я м российского предпри я ти я ? И, наоборот, какие специфические особенности российского предпри я ти я учитывались при создании системы экологического менеджмента в дополнение к требовани я м ISO 14001? 6. Как сформулированы основные экологические цели предпри я ти я ? Установлены ли предпри я тием цели, св я занные с предотвращением воздействи я на окружающую среду и последовательным улучшением? 7. Какие внутренние требовани я к экологическим аспектам де я тельности разработаны предпри я тием в процессе создани я системы менеджмента? 8. Какие количественные показатели (индикаторы) используютс я , соответственно, дл я каждой из прин я тых экологических целей? 9. На какой срок разработана программа (программы) экологического менеджмента? 10. Какие задачи в количественном выражении были установлены по годам работы в системе экологического менеджмента дл я каждой из прин я тых экологических целей? 11. Включены ли в программу экологического менеджмента беззатратные и малозатратные меропри я ти я и действи я и что это за меропри я ти я и действи я ? 12. Каким образом отражен в программе (программах) экологического менеджмента приоритет меропри я тий и действий по предотвращению воздействи я на окружающую среду перед меропри я ти я ми и действи я ми “на конце трубы”? 13. Какие процедуры разработаны и документированы в процессе создани я системы экологического менеджмента? 14. Какие коммуникации (обмен информацией) внутри или вне предпри я ти я дополнительно организованы в процессе создани я системы экологического менеджмента? 15. Какие механизмы мотивации персонала к инициативной де я тельности в системе экологического менеджмента разработаны и используютс я предпри я тием? Оцениваетс я ли и каким образом вовлечение всего персонала в де я тельность по управлению окружающей средой? 16. Какие несоответстви я поставленным цел я м и задачам или отклонени я от установленных требований (см. п.7) были зарегистрированы в процессе реализации программы (программ) экологического менеджмента? 17. Какие предупреждающие и корректирующие действи я были предприн я ты в процессе реализации программы (программ) экологического менеджмента? Корректировались ли сами программы в процессе их реализации? 18. Используетс я ли и как организован внутренний аудит системы экологического менеджмента? Какие цели и задачи он решает? 19. Какие количественные задачи и по каким причинам не были выполнены в процессе реализации программы (программ) экологического менеджмента? 20. Какие изменени я (корректировки, дополнени я , исключени я ) были внесены в документацию системы экологического менеджмента по результатам анализа достигнутых результатов де я тельности (в том числе по результатам анализа с участием руководства предпри я ти я )? 21. Демонстрирует ли предпри я тие внешним заинтересованным сторонам и каким образом планы и результаты де я тельности в системе экологического менеджмента? Демонстрируютс я ли и каким образом отрицательные результаты де я тельности предпри я ти я в области экологического менеджмента? 22. Какие затраты св я заны с созданием системы экологического менеджмента? Какие экономические и экологические эффекты при этом получены по годам работы? И др. Если на предпри я тии создана эффективно действующа я система экологического менеджмента, то представление информации по всем перечисленным вопросам не должно представл я ть дл я него существенных затруднений и, напротив, если подобна я информаци я отсутствует или недоступна, это я вл я етс я серьезным основанием дл я недовери я общественности к самому факту существовани я системы менеджмента на данном предпри я тии. Глава 3. Применение стандартов на предпри я ти я х 3.1 Почему выгодно внедр я ть систему экологического менеджмента? Соотношение затраты-выгоды внедрени я СЭМ Многие предпри я ти я обеспокоены вопросами экономической эффективности де я тельности в рамках системы экологического менеджмента. В общем виде вопрос предпри я тий обычно выгл я дит так: 'На внедрение системы экологического менеджмента необходимы немалые затраты, перекрывают ли их выгоды в результате внедрени я такой системы?' Итак, затраты на внедрение системы экологического менеджмента включают: 1. затраты на консультационные услуги, 2. затраты на организацию де я тельности, в том числе обучение сотрудников.
Некоторые относ я т сюда так же затраты на сертификацию по ISO 14001, хот я система экологического менеджмента обеспечивает внутренние (снижение отрицательного воздействи я на окружающую среду и экономи я ресурсов) и внешние (инвестиционна я привлекательность и т.д.) преимущества и без сертификата. В то же врем я многие российские предпри я ти я ориентируютс я , в конечном счете, именно на получение сертификата соответстви я ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001) как основную цель внедрени я СЭМ, недопонима я истинных преимуществ системы экологического менеджмента самой по себе.
Учитыва я российскую специфику, добавим в затраты на внедрение системы экологического менеджмента и затраты на сертификацию по ISO 14001. Таким образом, суммарные затраты на внедрение СЭМ включают: 1. затраты на консультационные услуги 2. затраты на организацию де я тельности, в том числе обучение сотрудников 3. затраты на сертификацию по ISO 14001 Затраты на внедрение и сертификацию СЭМ пр я мо пропорциональны масштабу предпри я ти я и проекта, а также завис я т от других факторов. 3.2 Выгоды в результате внедрени я системы экологического менеджмента Внедрение системы экологического менеджмента обеспечивает предпри я тие следующими преимуществами: 1. систематическое снижение отрицательного воздействи я на окружающую среду, 2. систематическое сокращение производственных и эксплуатационных затрат, 3. снижение природоохранных платежей и более эффективное выполнение требований природоохранительного законодательства. Кроме этого, внедрение СЭМ обеспечивает комплекс дополнительных преимуществ, включа я : 1. снижение рисков возникновени я аварийных ситуаций и масштабов последствий в случае их возникновени я ; 2. повышение конкурентоспособности предпри я ти я на внутреннем и внешнем рынках; 3. возможность освоени я новых рынков; 4. приобретение более благопри я тного имиджа и улучшение отношений с потребител я ми, партнерами, инвесторами, государственными органами, общественностью; 5. увеличение инвестиционной привлекательности; 6. снижение процентных ставок по кредитам; 7. снижение ставок платежей по экологическому страхованию (страхование экологических рисков предпри я ти я ) и т.д. 3.3 Соотношение затраты-выгоды внедрени я системы экологического менеджмента Дл я нагл я дной иллюстрации соотношени я затраты-выгоды внедрени я СЭМ воспользуемс я практическими примерами из де я тельности компаний различных отраслей промышленности.
Пример №1 По данным опроса представителей 800 различных предпри я тий, проведенного в 1997 году в Германии ассоциацией независимых предпринимателей, около половины респондентов за я вили, что система экологического менеджмента (сертифицированна я по европейскому стандарту экологического менеджмента EMAS) помогла им экономить более 56 тыс. долларов ежегодно, благодар я системному подходу к: · снижению образовани я отходов и сточных вод, · снижению потреблени я энергии, воды, · выполнению требований законодательства, · а также вводу рециклинга (вводу замкнутых систем, например, водоснабжени я ). Пример №2 В результате исследовани я , проведенного финансовым институтом Osterreichischser Kommunalkredit среди австрийских предпри я тий, вы я снилось, что среди причин побудивших предпри я ти я , внедр я ть и сертифицировать систему экологического менеджмента руководство предпри я тий называет: улучшение имиджа (33% респондентов), снижение затрат (25%), лучшее взаимопонимание с контролирующими органами (20%), привлечение инвестиций (6%), решение экологических проблем (4%). Пример №3 Две шведских консультационных компании оценивали затраты на внедрение стандарта ISO 14001 среди 36 шведских компаний.
Данные компании инвестировали от 17 тыс. до 325 тыс. долларов на внедрение СЭМ, включа я консультационные услуги.
Исследование показало, что две основные причины, побудившие внедр я ть СЭМ следующие: · улучшение экономической ситуации на предпри я тии · расширение числа покупателей продукции. В качестве преимуществ от внедрени я СЭМ респонденты отметили повышение экономии сырь я , материалов и энергии. Также было отмечено увеличение числа покупателей за счет публикации информации об экологических успехах данных предпри я тий.
Период окупаемости внедрени я СЭМ оценен ими в 2-4 года.
Пример №4 Крупна я зарубежна я компани я лесной промышленности с 1996-го по 2000-й год внедр я ла систему экологического менеджмента. На конец 2000-го года экономический эффект в результате внедрени я СЭМ почти в 2 раза превысил затраты на внедрение, сертификацию и организацию де я тельности в рамках СЭМ. Необходимо отметить, что данный проект был действительно масштабный, например, только копирование документов по проекту стоило 40 тыс. долларов.
Пример №5 (из практики российских предпри я тий) Данный пример не св я зан непосредственно с внедрением СЭМ представленными ниже предпри я ти я ми, однако иллюстрирует окупаемость меропри я тий в результате внедрени я программы предотвращени я загр я знени я (pollution prevention). Учитыва я , что принцип предотвращени я загр я знени я я вл я етс я одним из ключевых в стандарте ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001), а также рассматриваетс я в качестве варианта начальной инициативы к дальнейшему развитию де я тельности в области экологического менеджмента, будем считать данный пример, как пример, иллюстрирующий возможности экологического менеджмента (к моменту реализации проекта, из которого приводитс я пример, в России был едва прин я т стандарт ГОСТ Р ИСО 14001). В рамках американо-российского проекта Агентства международного развити я США 'Самарска я региональна я инициатива', проходившего в Самарской области в 1998-1999 гг., на 4-х представленных ниже предпри я ти я х, была произведена оценка снижени я воздействи я на окружающую среду и экономического эффекта достигаемых в ходе проведени я беззатратных и малозатратных меропри я тий и действий. 1. 'Самарска я кабельна я компани я ' Экологический эффект: улучшение качества воздуха в рабочей зоне, снижение загр я знени я воды, стекающей с промышленной площадки, исключение размещени я отходов вне пределов предпри я ти я , возможны переработка отходов или полное исключение их образовани я . Экономи я : около 480 000 руб. * в год. 2. 'Самарский подшипниковый завод' Экологический эффект: снижение рисков здоровью персонала, улучшение продуктивности работы персонала, снижение количества прогулов, улучшение свойств жидкости дл я смазывани я и охлаждени я , использование более дешевых материалов, снижение водопотреблени я , снижение сбросов сточных вод.
Экономи я : около 384 000 руб. в год. 3. 'Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод' нефт я ной компании ЮКОС Экологический эффект: снижение зависимости экологических показателей от качества топлива, используемого дл я производства электроэнергии.
Экономи я : около 160 000 руб. в год. 4. 'Родник' Экологический эффект: снижение штрафов за загр я знение, повышение продуктивности рецикла воды, экономи я материалов в результате снижени я использовани я воды.
Экономи я : около 480 000 руб. в год. В таблице № 1 приведено количество организаций мира, сертифицированных на соответствие стандартам ISO 14001 и EMAS, по состо я нию на декабрь 2003 года.
Таблица № 1. Количество организаций, сертифицированных на соответствие стандартам ISO 14001 и EMAS
Страна | ISO 14001 | EMAS |
Япони я | 13,819 | |
Китай Гонконг Макао | 5,064 273 9 | (1) |
Испани я | 4,860 | 314 |
Германи я | 4,150 | 2,251 |
США | 3,474 | (2) |
Великобритани я | 2,917 | 75 |
Итали я | 3,121 | 162 |
Франци я | 2,344 | 23 |
Швеци я | 2,310 | 190 |
Коре я | 1,495 | |
Тайвань | 1,337 | |
Канада | 1,242 | |
Нидерланды | 1,162 | 29 |
Швейцари я | 1,155 | (1) |
Финл я нди я | 1,059 | 39 |
Бразили я | 1,008 | |
Австрали я | 835 | |
Таиланд | 736 | |
Венгри я | 637 | (6) |
Дани я Гренланди я | 711 2 | 121 |
Чехи я | 605 | (10) |
Инди я | 605 | |
Австри я | 500 | 298 |
Сингапур | 473 | (2) |
Польша | 434 | |
Аргентина | 397 | |
Мексика | 369 | |
Малайзи я | 367 | (1) |
Норвеги я | 350 | 42 |
Бельги я | 303 | 23 |
ЮАР | 264 | |
Португали я | 248 | 10 |
Индонези я | 245 | |
Словени я | 205 | |
Ирланди я | 170 | 8 |
Филиппины | 166 | |
Турци я | 135 | |
Израиль | 112 | |
Египет | 105 | |
Нова я Зеланди я | 100 | |
Иран | 98 | |
Румыни я | 96 | (1) |
ОАЭ | 92 | |
Колумби я | 90 | |
Греци я | 90 | 9 |
Чили | 80 | |
Эстони я | 74 | |
Словаки я | 73 | (1) |
Литва | 72 | |
Вьетнам | 56 | |
Хорвати я | 52 | |
Российска я Федераци я | 48 | |
Коста-Рика | 40 | |
Люксембург | 32 | 1 |
Уругвай | 32 | |
Перу | 31 | |
Пакистан | 26 | |
Кипр | 21 | |
Латви я | 20 | |
Лихтенштейн | 20 | |
Тунис | 18 | |
Болгари я | 17 | |
Венесуэла | 17 | |
Иордани я | 16 | |
Шри Ланка | 13 | |
Серби я и Черногори я | 12 | |
Марокко | 11 | (2) |
Нигери я | 10 | |
Зимбабве | 10 | |
Саудовска я Арави я | 9 | |
Сири я | 8 | |
Тринидад и Тобаго | 7 | |
Оман | 6 | |
Азербайджан | 5 | |
Бангладеш | 5 | |
Боливи я | 5 | |
Ливан | 5 | |
Маврикий | 5 | |
Бруней | 4 | |
Мальта | 4 | (1) |
Намиби я | 4 | |
Парагвай | 4 | |
Пуэрто-Рико | 4 | |
Украина | 4 | |
Алжир | 3 | |
Бахрейн | 3 | |
Барбадос | 3 | |
Гайана | 3 | |
Исланди я | 3 | |
Кувейт | 3 | |
Малави | 3 | |
Монако | 3 | |
Андорра | 2 | |
Белорусси я | 2 | |
Белиз | 2 | |
Ботсвана | 2 | |
Камерун | 2 | |
Эквадор | 2 | |
Гватемала | 2 | |
Гондурас | 2 | |
Катар | 2 | |
Сенегал | 2 | |
Замби я | 2 | |
Босни я и Герцеговина | 1 | |
Камбоджа | 1 | |
Доминиканска я Республика | 1 | |
Фиджи | 1 | |
Македони я | 1 | |
Гана | 1 | |
Ямайка | 1 | |
Казахстан | 1 | |
Кени я | 1 | |
Мозамбик | 1 | |
Мь я нма | 1 | |
Непал | 1 | |
Нигер | 1 | |
Палестина | 1 | |
Панама | 1 | |
Сент-Люси я | 1 | |
Судан | 1 | |
Танзани я | 1 | |
Туркменистан | 1 | |
Сейшелы | 1 |
Тенденци я повышени я активности российских предпри я тий в области экологического менеджмента корреспондирует с ситуацией в мире, где также с момента по я влени я стандарта ISO 14001 отмечаетс я тенденци я к увеличению числа выданных сертификатов. На насто я щий момент число сертификатов соответстви я ISO 14001 по всему миру превысило 36 000. Наиболее активными в этом отношении в России я вл я ютс я предпри я ти я нефт я ной, металлургической, химической отраслей промышленности, предпри я ти я св я зи, автомобилеи машиностроени я , целлюлозно-бумажной отрасли и р я д других. Среди причин, побудивших внедр я ть систему экологического менеджмента, представители российских компаний, называют снижение воздействи я на окружающую среду, снижение числа случаев нарушений природоохранительного законодательства, снижение штрафов, улучшение отношений с государственными контролирующими органами, экономию ресурсов, повышение инвестиционной привлекательности. Ниже приведены мнение представителей российского бизнеса в отношении преимуществ, достигаемых в результате внедрени я системы экологического менеджмента. По мнению 'главного эколога' ЮКОСа Григори я Конвиссара, 'несмотр я на добровольность, в ближайшем будущем сертификаци я по этим стандартам будет я вл я тьс я одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках.
Получение сертификата по ISO 14001 может в будущем оказатьс я необходимым дл я российских предпри я тий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. В то же врем я , внедрение в компании этих стандартов приведет к значительному улучшению ситуации с охраной окружающей среды, экономии энергии и ресурсов за счет более эффективного использовани я , увеличению оценочной стоимости основных фондов предпри я тий и к улучшению системы управлени я компании'. Генеральный директор ОАО 'Варьеганнефтегаз' Евгений Булгаков (ОАО 'Варьеганнефтегаз' одно из нескольких дочерних предпри я тий компании СИДАНКО, вовлеченных в проект по внедрению системы экологического менеджмента) считает, что 'наиболее эффективное решение экологических проблем состоит в том, чтобы предупреждать их.
Внедрение мировых стандартов природоохранной де я тельности позволит ОАО 'Варьеганнефтегаз' существенно снизить неблагопри я тное воздействие на окружающую среду уже в ближайшие годы при одновременном росте объемов производства и снижении расхода энергоресурсов'. Необходимость внедрени я системы экологического менеджмента российскими предпри я ти я ми также определ я етс я гр я дущим вступлением России во Всемирную торговую организацию, в странах-членах которой де я тельность по экологическому менеджменту рассматриваетс я как необходимый элемент деловой активности компаний. Кроме того, важным обсто я тельством, способствующим внедрению системы экологического менеджмента, я вл я етс я нова я делова я этика, когда компании, сертифицированные по ISO 14001, также требуют от своих поставщиков и партнеров соответстви я данному стандарту.
Подобна я практика уже существует в области менеджмента качества по ISO 9001. В Таблице № 2 размещаетс я информаци я , предоставленна я сертифицированными организаци я ми России, на соответствие стандарту ISO, по состо я нию на период с 1998 года по 2003 год.
Организаци я | Дата получени я сертификата |
1.Цех по выпуску сердечно-сосудистых препаратов совместного производства с Bristol-Meyers Squibb (США) ОАО Химико-фармацевтический комбинат 'Акрихин' | 1998 |
2. ЗАО 'Вологодский подшипниковый завод' | 4.04.2000 |
3. Участок производства мазей цеха N 23 ОАО Химико-фармацевтический комбинат 'Акрихин' | 08.2000 |
4.ЗАО 'Лусент Текнолоджис - Система Коммутационные Решени я ' | 29.09.2000 |
5. Прибрежный склад нефтепродуктов в пос.
Бронка ООО 'Несте Санкт-Петербург' | 12.2000 |
6.ОАО 'Лакокраска' | 12.2000 |
7.ОАО 'Лукойл' | 15.01.2001 |
8.ЗАО 'АББ Электроизолит Бушинг' | 15.02.2001 |
9.ООО 'Аквариус Дата' | 19.03.2001 |
10.ЗАО 'Самарска я оптическа я кабельна я компани я ' | 24.07.2001 |
11.ОАО 'Северсталь' | 7.09.2001 |
12.ЗАО СП 'Пронова' | 17.09.2001 |
13.ООО 'РОСТАР' | 5.10.2001 |
14.ОАО 'Элкотек' | 2.11.2001 |
15.ЗАО 'Кыштымский медеэлектролитный завод' | 20.11.2001 |
16.ОАО 'Светогорск', Департамент лесообеспечени я | 23.11.2001 |
17.ЗАО 'ЛУКОЙЛ-Черноморье' | 3.12.2001 |
18.Санкт-Петербургска я бумажна я фабрика Гознака | 28.12.2001 |
19.ЗАО 'Москабельмет' | 9.01.2002 |
20.ЗАО 'СТС' (с 1.12.2002 - ЗАО 'Таркетт') | 21.02.2002 |
21.ОАО 'Волжский Оргсинтез' | 24.04.2002 |
22.ОАО 'Русские Краски' | 14.05.2002 |
23.ЗАО 'Форд Мотор Компани' | 08.2002 |
24.ОАО 'Новолипецкий металлургический комбинат' | 24.10.2002 |
25.ЗАО 'Цветлит' | 30.10.2002 |
26.ЗАО Петербург Продактс Интернешнл (Санкт-Петербургский Производственный Центр Компании 'Gillette') | 4.11.2002 |
27.ОАО 'САЯНАЛ' (ранее ОАО 'Са я нска я Фольга') | 26.11.2002 |
28.ОАО 'Са я ногорский алюминиевый завод' | 17.12.2002 |
29.ООО 'Мюльхан МорФлот' | 30.12.2002 |
30.ОАО 'НИЖФАРМ' | 01.2003 |
31.ООО 'ЛУКОИЛ-ПЕРMНЕФТЬ' | 24.01.2003 |
32.ООО 'ЛУКОЙЛ - Пермнефтеоргсинтез' | 18.02.2003 |
33.ОАО 'ДОЗАКЛ' (Дмитровский опытный завод алюминиевой консервной ленты) | 5.03.2003 |
34.ООО 'АЛКОА Си-Эс-Ай Восток' | 27.03.2003 |
35.ОАО 'Хенкель-Эра' | 7.04.2003 |
36. ООО 'СУАЛ - Порошкова я Металлурги я ' | 28.04.2003 |
38.ОАО 'Самарский металлургический завод' | 4.07.2003 |
39.ГУП 'Водоканал Санкт-Петербурга' | 12.08.2003 |
40.ОАО 'Приморское морское пароходство' | 18.09.2003 |
41.ОАО 'Уралкалий' | 11.2003 |
42.ОАО 'Котласский целлюлозно-бумажный комбинат' | 22.12.2003 |
Организации приведены в пор я дке получени я (начала срока действи я ) сертификата. 3.5 Внедрение системы экологического менеджмента в Калининграде В 2004 году в Калининграде стартует международный проект 'Создание системы экологического менеджмента и аудита на муниципальных предпри я ти я х 'Водоканал' и 'Калининградтеплосеть'. По поручению мэрии он будет реализован в течение трех лет экологическим центром 'ЕКАТ-Калининград'. Активную поддержку в этом городу оказывают Министерство природных ресурсов России, греческие партнеры.
Стоимость проекта - 620 тыс я ч евро. Из них 424 тыс я чи будет финансировать Европейска я комисси я . Цель проекта - создание системы экологического менеджмента и аудита, их внедрение в общую схему управлени я предпри я тием.
Планируетс я разработать экологические стандарты дл я 'Теплосети' и 'Водоканала', организовать при них природоохранные службы, специалисты которых пройдут обучение и практическую подготовку. Все это позволит оптимизировать экологические платежи и оценить эффективность капиталовложений в природоохранные меропри я ти я . В дальнейшем это должно принести предпри я ти я м и существенную экономическую выгоду. С нового года в течение шести мес я цев будет реализован еще один экологический проект: 'Исследование потенциала биогаза городской свалки Калининграда'. Деньги на эти цели выдел я ет программа ТАСИС 'Приграничное сотрудничество'. Совместно с муниципалитетом нашего города-побратима Кальмара (Швеци я ), будет изучено воздействие полигона твердых бытовых отходов на окружающую среду, разработаны проекты по использованию вредных веществ в полезных цел я х. За год на полигон вывозитс я около 250 тыс я ч тонн бытовых отходов. Они выдел я ют примерно 25 миллионов кубических метров биогаза - смеси метана, азота и других примесей.
Однако энергетическа я ценность этого летучего соединени я эквивалентна 17 тыс я чам тонн условного топлива.
Утилизаци я биогаза в перспективе не только позволит уменьшить вред, но и сэкономить на приобретении угл я или мазута.
Выводы 1. В мировой практике по ООС существуют следующие экологические стандарты - BS 7750, ISO 14000, I SO 9000. России введены в действие аналогичные российские (национальные) стандарты: ГОСТ Р ИСО 9000-2001 и ГОСТ Р ИСО 14001-98. 2. Международные стандарты серии ISO 14000 устанавливают требовани я к системам экологического менеджмента с тем, чтобы дать организаци я м (компани я м, предпри я ти я м, производител я м) инструмент дл я разработки политики и определени я задач сокращени я воздействи я на окружающую среду. 3. ISO 9001:2000 - это международный стандарт, обобщающий передовой мировой опыт в области управлени я производством, содержит требовани я к организации производства.
Ключевым пон я тием я вл я етс я используемое в стандартах - 'Система менеджмента качества' (СМК). Главной особенностью стандартов ISO 9000 я вл я етс я то, что они предъ я вл я ют требовани я не к качеству продукции напр я мую, а к системе организации управлени я производством, которое призвано обеспечивать предсказуемый и стабильный уровень качества продукции. С точки зрени я стандартов серии ISO 9000, качественной считаетс я та продукци я , котора я удовлетвор я ет как специфицированным (прописанным), так и предполагаемым (не прописанным) ожидани я м клиента. 4. Внедрение системы экологического менеджмента на основе экологических стандартов обеспечивает предпри я тие следующими преимуществами: систематическое снижение отрицательного воздействи я на окружающую среду, систематическое сокращение производственных и эксплуатационных затрат, снижение природоохранных платежей и более эффективное выполнение требований природоохранительного законодательства. 4.1. Внедрение стандартов в области ООС обеспечивает предпри я тию комплекс дополнительных преимуществ, включа я : снижение рисков возникновени я аварийных ситуаций и масштабов последствий в случае их возникновени я ; повышение конкурентоспособности предпри я ти я на внутреннем и внешнем рынках; возможность освоени я новых рынков; приобретение более благопри я тного имиджа и улучшение отношений с потребител я ми, партнерами, инвесторами, государственными органами, общественностью; увеличение инвестиционной привлекательности; снижение процентных ставок по кредитам; снижение ставок платежей по экологическому страхованию (страхование экологических рисков предпри я ти я ) и т.д.
Литература 1. Основы экологического аудита.
Учебное пособие М.: Изд-во МНЭПУН, 2001. 2. Глухов В., Лисочкина Т., Некрасов Т. Экономические основы экологии. - СПб,1995. 3. Пашков Е.В., Фомин Г.С., Красный Д.В. Международные стандарты ИСО 14000. Основы экологического управлени я . М.: ИПК Издательство стандартов, 1997. 4. Экологи я , охрана природы и экологическа я безопасность. М.: Издательство МНЭПУ, 1997. 5. Байдакрв С.Л., Серов Г.П. Экологический аудит. М.,2002 6. Макаров С.В., Шагаров Л.б.
Экологическое аудирование промышленных предпри я тий. М., 1997. 7. Пахомова Н, Эндрес А, Рихтер К. Экологический менеджмент. С-Пб. 2003. 8. Серов Г.П. Экологический аудит.
Учебно-практическое пособие. М., 2000. 9. Методические и нормативно-правовые основы экологического аудировани я в Российской Федерации. Часть 1. Учебное пособие под ред.
Карелова А.М., Потравного И.М. и др., М.,1998 10. Методические и нормативно-правовые основы экологического аудировани я в Российской Федерации. Часть 2. Учебное пособие под ред.
Карелова А.М., Потравного И.М. и др., М.,1999 11. http://www.ecoline.ru/ - открыта я справочно-информационной служба 'Ecoline' 12. Слесарев М.Ю. Экологический менеджмент // Справ.: Инж. ж. - 1997. 13. Игнатов В.Г., Кокин А.В. Экологичный менеджмент Ростов-н/Д: Книжное издательство, 1997 г. 14. Экологическое оздоровление экономики. Под ред. В.Я. Возн я к, Н.Г. Фойгельман. - М.: 'Наука', 1994 г.
Стандарты ISO серии 14000
Номер | Английское название | Перевод названи я | Статус | Номер и название соотв. российского стандарта (если прин я т) |
Системы экологического менеджмента | ||||
ISO 14001:1996 | Environmental management systems — Specification with guidance for use | Системы экологического менеджмента — Спецификаци я и руководство по применению | Прин я т | ГОСТ Р ИСО 14001—98. Системы управлени я окружающей средой.
Требовани я и руководство по применению |
ISO/CD 14001 | Revision of ISO 14001:1996 | Пересмотр стандарта ISO 14001:1996 | Проект комитета (Committee draft) | |
ISO 14004:1996 | Environmental management systems — General guidelines on principles, systems and supporting techniques | Системы экологического менеджмента — Общее руководство по принципам, системам и методам | Прин я т | ГОСТ Р ИСО 14004—98. Системы управлени я окружающей средой. Общие руковод я щие указани я по принципам, системам и средствам обеспечени я функционировани я |
ISO/CD 14004 | Revision of ISO 14004:1996 | Пересмотр стандарта ISO 14004:1996 | Проект комитета (Committee draft) | |
Экологический аудит и экологическа я оценка | ||||
ISO 14010:1996 | Guidelines for environmental auditing — General principles | Руководство по экологическому аудиту — Общие принципы | Заменен стандартом ISO 19011:2002 | ГОСТ Р ИСО 14010—98 Руковод я щие указани я по экологическому аудиту.
Основные принципы |
ISO 14011:1996 | Guidelines for environmental auditing — Audit procedures — Auditing of environmental management systems | Руководство по экологическому аудиту — Процедуры аудита — Проведение аудита систем экологического менеджмента | Заменен стандартом ISO 19011:2002 | ГОСТ Р ИСО 14011—98. Руковод я щие указани я по экологическому аудиту.
Процедуры аудита. Проведение аудита систем управлени я окружающей средой |
ISO 14012:1996 | Guidelines for environmental auditing — Qualification criteria for environmental auditors | Руководство по экологическому аудиту — Квалификационные критерии дл я экологических аудиторов | Заменен стандартом ISO 19011:2002 | ГОСТ Р ИСО 14012—98. Руковод я щие указани я по экологическому аудиту.
Квалификационные критерии дл я аудиторов в области экологии |
ISO 14015:2001 | Environmental management — Environmental assessment of sites and organizations | Экологический менеджмент — Экологическа я оценка площадок и организаций | Прин я т | |
ISO 19011:2002 | Guidelines on quality and environmental auditing | Руководство по аудиту качества и экологическому аудиту | Прин я т | |
Экологическа я маркировка и декларирование | ||||
ISO 14020:2000 | Environmental labels and declarations — General principles | Экологическа я маркировка и декларирование — Общие принципы | Прин я т | ГОСТ Р ИСО 14020—99. Экологические этикетки и декларации.
Основные принципы |
ISO 14021:1999 | Environmental labels and declarations — Self—declared environmental claims (Type II environmental labelling ) | Экологическа я маркировка и декларирование — Самодекларируемые экологические за я влени я (экологическа я маркировка типа II) | Прин я т | ГОСТ Р ИСО 14021—2000. Этикетки и декларации экологические.
Самодекларируемые экологические за я влени я (экологическа я маркировка по типу II) |
ISO 14024:1999 | Environmental labels and declarations — Type I environmental labelling — Principles and procedures | Экологическа я маркировка и декларирование — Экологическа я маркировка типа I — Принципы и процедуры | Прин я т | ГОСТ Р ИСО 14024—2000. Этикетки и декларации экологические.
Экологическа я маркировка типа I. Принципы и процедуры |
ISO/TR 14025:2000 | Environmental labels and declarations — Type III environmental declarations | Экологическа я маркировка и декларирование — Экологические декларации типа III | Прин я т, технический доклад | |
Оценка экологической результативности | ||||
ISO 14031:1999 | Environmental management — Environmental performance evaluation — Guidelines | Экологический менеджмент — Оценка экологической результативности — Руководство | Прин я т | ГОСТ Р ИСО 14031-2001. Управление окружающей средой.
Оценивание экологической эффективности. Общие требовани я |
ISO/TR 14032:1999 | Environmental management — Examples of environmental performance evaluation (EPE) | Экологический менеджмент — Примеры оценки экологической результативности | Прин я т, технический доклад | |
Оценка жизненного цикла продукции и услуг | ||||
ISO 14040:1997 | Environmental management — Life cycle assessment — Principles and framework | Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Принципы и структура | Прин я т | ГОСТ Р ИСО 14040—99. Управление окружающей средой.
Оценка жизненного цикла. Принципы и структура |
ISO 14041:1998 | Environmental management — Life cycle assessment — Goal and scope definition and inventory analysis | Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Определение цели и области исследовани я , инвентаризационный анализ | Прин я т | ГОСТ Р ИСО 14041—2000. Управление окружающей средой.
Оценка жизненного цикла. Определение цели, области исследовани я и инвентаризационный анализ |
ISO 14042:2000 | Environmental management — Life cycle assessment — Life cycle impact assessment | Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Оценка воздействи я жизненного цикла | Прин я т | ГОСТ Р ИСО 14042—2000. Управление окружающей средой.
Оценка жизненного цикла. Оценка воздействи я жизненного цикла |
ISO 14043:2000 | Environmental management — Life cycle assessment — Life cycle interpretation | Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Интерпретаци я жизненного цикла | Прин я т | ГОСТ Р ИСО 14043—2000. Управление окружающей средой.
Оценка жизненного цикла. Интерпретаци я жизненного цикла |
ISO/WDTR 14047 | Environmental management — Life cycle assessment — Examples of application of ISO 14042 | Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Примеры применени я стандарта ISO 14042 | Рабочий проект (working draft) технического доклада | |
ISO/TS 14048:2002 | Environmental management — Life cyle assessment — Life cycle assessment data documentation format | Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Формат документировани я данных по оценке жизненного цикла | Прин я т (Техническа я спецификаци я ) | |
ISO/TR 14049:2000 | Environmental management — Life cycle assessment — Examples of application of ISO 14041 to goal and scope definition and inventory analysis | Экологический менеджмент — Оценка жизненного цикла — Примеры применени я стандарта ISO 14041 дл я определение цели и области исследовани я , а также инвентаризационного анализа | Прин я т, технический доклад | |
Словарь | ||||
ISO 14050:1998 | Environmental management — Vocabulary | Экологический менеджмент — Словарь | Заменен стандартом ISO 14050:2002 | ГОСТ Р ИСО 14050—99. Управление окружающей средой.
Словарь |
ISO 14050:2002 | Environmental management — Vocabulary | Экологический менеджмент — Словарь | Прин я т | |
Различные стандарты, технические доклады и руководства | ||||
ISO/TR 14061:1998 | Information to assist forestry organizations in the use of Environmental Management System standards ISO 14001 and ISO 14004 | Информаци я в помощь организаци я м, работающим в лесном хоз я йстве, по использованию стандартов дл я систем экологического менеджмента ISO 14001 и ISO 14004 | Прин я т, технический доклад | |
ISO/TR 14062:2002 | Guidelines for integrating environmental aspects into product development | Руководство по интеграции учета экологических аспектов в процесс разработки продукта | Прин я т, технический доклад | |
ISO/CD2 14063 | Environmental management — Environmental communications — Guidelines and examples | Экологический менеджмент — Обмен экологической информацией — Руководство и примеры | Проект комитета (Сommittee draft) | |
ISO/AWI 14064 | Guidelines for Measuring, Reporting and Verifying Entity and Project-level Greenhouse Gas Emissions | Руковод я щие указани я по измерению, отчетности и подтверждению выделени я парниковых газов на уровне отдельных организаций и проектов | Прин я т дл я разработки (Approved work item) | |
ISO Guide 64:1997 | Guide for the inclusion of environmental aspects in product standards | Руководство по включению экологических аспектов в стандарты на продукцию | Прин я то, руководство | |
ISO Guide 66:1999 | General requirements for bodies operating assessment and certification of environmental management systems | Общие требовани я к органам, выполн я ющим оценку и сертификацию систем экологического менеджмента | Прин я то, руководство |
НАШИ КОНТАКТЫ