Внимание! gordiplom.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Понятие надлежащего исполнения . 7 стр. Заключение 9 стр. Список литературы ......................................................................................................... 10 стр. Введени
Рефракцию глаза в состоянии работы аккомодационного аппарата называют динамической клинической рефракцией. При разности отстояния от глаза дальнейшей точки ясного зрения и ближайшей точки ясного зрени
Сущность человека – это путь творчества, самопожертвования, интенсивного самосознания. В христианском мироощущении человеческая сущность – это образ Божий. Э. Фромм выражает сущность человека в поняти
Ощущение 'пространства'. Не нашего пространства, трехмерного и непрерывного, а совсем другого, одномерного и состоящего из пронумерованных ячеек… (А.Лазаревич) В настоящее время, на заре компьютерной
Появление ООН было обусловлено целым рядом объективных факторов военно-стратегического, политического, экономического развития человеческого общества конца второго тысячелетия. Создание ООН явилось в
Баженов А.Н. Курс Неврологии Зав. Курсом: к.м.н. доц. Пенина Г.О. История болезни ****************************** ДИАГНОЗ Основной : Боковой амиотрофический склероз ,шейно-грудная форма . Спастически
Особый интерес представляют, так называемые имущественные налоги, то есть налоги, которые непосредственно связаны с имущественными правами граждан и соответственно с их интересами в данной области уст
Реализация принципов самоуправления в механизме государства эффективна тогда, когда опирается на объективно назревшие экономические, политические и социальные предпосылки и условия, выражает требовани
Больша я прот я женность автомобильных дорог обеспечивает возможность их повсеместной эксплуатации при значительной провозной способности (Луканин В.Н.,2001). Маневренность, мобильность, высокие скорости доставки грузов и перевозки пассажиров, комфорт поездки и другие положительные качества автомобильного транспорта обеспечили ему повышенные темпы роста. Прот я женность магистральных автомобильных дорог в насто я щее врем я составл я ет более 12 млн. км. Нар я ду с преимуществом, которое обеспечивает обществу развита я транспортна я сеть, ее прогресс так же сопровождаетс я негативными последстви я ми — отрицательным воздействием транспорта на окружающую среду.
Автомобильный парк, я вл я етс я практически основным источником загр я знени я окружающей среды, а также – одним из источников, создающих высокий уровень шума и вибрацией.
Экологический ущерб от эксплуатации автотранспортных средств обусловлен токсичными выбросами, Ежегодно автотранспортными средствами выбрасываетс я в атмосферу более 12 миллионов тонн различных загр я зн я ющих веществ: окиси углерода, окислов азота и серы, углеводородов, сажи и других. Во многих крупных городах на долю автотранспорта приходитс я 70 и более процентов от общего количества выбросов загр я зн я ющих веществ в атмосферу. Явл я я сь крупнейшим потребителем природного топлива, автотранспорт существенно вли я ет на увеличение концентрации в атмосфере углекислого газа и, тем самым, на процесс глобального потеплени я климата в мире (Аксёнов И.Я., 1986). Ежегодно с отработавшими газами в атмосферу поступают сотни миллионов тонн вредных веществ; автомобиль – один из главных факторов шумового загр я знени я ; дорожна я сеть, особенно вблизи городских агломераций, «съедает» ценные сельскохоз я йственные земли. Под вли я нием вредного воздействи я автомобильного транспорта ухудшаетс я здоровье людей, отравл я ютс я почвы и водоёмы, страдает растительный и животный мир. В то же врем я быстрый процесс развити я автомобилизации сопровождаетс я целым р я дом острых социальных проблем.
Наблюдаема я мирова я тенденци я увеличени я количества автомобилей создает трудности в борьбе против загр я знени я атмосферы, почвы, водоемов, уменьшени я уровн я шума, обеспечени я безопасности движени я и пр. городах. В современных городах, где количество автомобильного транспорта посто я нно растет, изучение вли я ни я автопарка я вл я етс я архиактуальной проблемой.
Следовательно, целью моей работы я вл я етс я рассмотрение степени вли я ни я автомобильного транспорта на городскую окружающую среду. В ходе изучени я данной проблемы были поставлены следующие задачи: 1. рассмотреть спектр вредных воздействий автомобильного транспорта; 2. рассмотреть степень вли я ние автомобильного транспорта на атмосферу; 3. проанализировать степень вли я ни я автомобильного транспорта на гидросферу; 4. изучить вли я ние автомобильного шума на окружающую среду и организм человека; провести анализ вли я ни я автомобильного транспорта на окружающую среду крупных городов России. Глава 1. Спектр воздействи я автомобильного транспорта Автомобильный транспорт, с одной стороны, потребл я ет из атмосферы кислород, а с другой – выбрасывает в атмосферу отработанный газ, углеводороды.
Воздействие автомобильного транспорта на все составл я ющие биосферы: атмосферу, водные и земельные ресурсы, литосферу и человека.
Однако наиболее остро стоит проблема загр я знени я воздушного бассейна вредными выбросами с отработавшими газами автомобильных двигателей.
Компоненты отработавших газов | Состав отработавших газов, % по объему | |
дл я карбюраторного двигател я | дл я дизельного двигател я | |
Азот | 74-77 | 76-78 |
Кислород | 0,3-8 | 2-18 |
Пары воды | 3-5,5 | 0,5-4 |
Диоксид углерода | 5-12 | 1-10 |
Оксид углерода | 1-10 | 0,01-0,5 |
Оксиды азота | 0-0,8 | 0,001-0,4 |
Углеводороды | 0,2-3 | 0,01-0,1 |
Альдегиды | 0-0,2 | 0,001-0,009 |
Сернистый газ | 0-0,002 | 0-0,03 |
Таблица 1. Отработанные газы автомобил я |
Важное значение начинает приобретать загр я знение атмосферы диоксидом углерода (СО 2 ), в больших количествах содержащимс я в отработавших газах автомобилей. Этот газ играет основную роль в формировании парникового эффекта планеты - я влени я , устранение которого в насто я щее врем я стало глобальной проблемой. Глава 2. Вли я ние автомобильного транспорта на биосферу 2.1. Вли я ние автотранспорта на гидросферу Под загр я знением водоемов понимают снижение их биосферных функций и экологического значени я в результате поступлени я в них вредных веществ (Криксунов, 1995). Загр я знение вод транспортными отходами про я вл я етс я в изменении физических и органолептических свойств (нарушение прозрачности, окраски, запахов, вкуса), увеличении содержани я сульфатов, хлоридов, нитратов, токсичных т я желых металлов, сокращении растворенного в воде кислорода воздуха, по я влении радиоактивных элементов.
Установлено, что более 400 видов веществ, выдел я емых при работе автотранспорта, могут вызвать загр я знение вод. В случае превышени я допустимой нормы хот я бы по одному из трех показателей вредности: санитарно-токсикологическому, общесанитарному или органолептическому, вода считаетс я загр я зненной.
Интенсивное загр я знение гидросферы автотранспортом происходит вследствие следующих факторов. Одним из них я вл я етс я отсутствие гаражей дл я тыс я ч индивидуальных автомобилей, хран я щихс я на открытых площадках, во дворах жилых застроек.
Положение усугубл я етс я ещё и тем, что сеть ремонтных служб дл я автомобилей личного пользовани я недостаточно развита. Это вынуждает их владельцев производить ремонт и техническое обслуживание своими силами, что они и делают, конечно, без учёта экологических последствий.
Примером могут служить частные мойки или несанкционированные площадки дл я мойки автомобилей: из-за отсутстви я моечных пунктов эту операцию зачастую выполн я ют на берегу реки, озера или пруда. Между тем автолюбители всё в больших объёмах пользуютс я синтетическими моющими средствами, которые представл я ют определённую опасность дл я водоёмов.
Ливневые сточные воды с поверхности автомагистралей, площадок АЗС, с территории автотранспортных и авторемонтных предпри я тий также я вл я ютс я мощным источником загр я знени я водных бассейнов в городской местности нефтепродуктами, фенолами и легкоокисл я ющимис я органическими веществами.
Поступление со стоками т я желых металлов и токсичных веществ резко ограничивает потребление и использование водных ресурсов. Дл я снижени я загр я знени я поверхностных вод открытых водоемов необходимо создание бессточной системы водоснабжени я на участках, используемых дл я мыть я автомобилей, а также строительство локальных очистных сооружений с последующим разбавлением остаточного количества загр я зн я ющих веществ.
Практика показала, что существующие технологические процессы по обезвреживанию сточных вод способствуют удалению 95-99% органических веществ и 40-99% взвешенных веществ.
Однако они практически не снижают содержание в них солей, из которых наибольшую опасность представл я ют токсические вещества, в том числе канцерогенные, к которым относитс я один из наиболее токсичных - тетроэтилсвинец. 2.2. Загр я знение атмосферы автомобильным транспортом Под загр я знением понимаетс я процесс привнесени я в воздух или образование в нём физических агентов, химических веществ или организмов, неблагопри я тно воздействующих на среду жизни или нанос я щих урон материальным ценност я м. В определённом смысле загр я знением можно считать и изъ я тие из воздуха отдельных газовых ингредиентов (в частности кислорода) крупными технологическими объектами, в данном случае, технологическим объектом я вл я етс я автомобильный транспорт. Загр я зн я ющие и я довитые вещества перенос я тс я на большие рассто я ни я , попадают с осадками в почву, поверхностные и подземные воды, в океаны, отравл я ют окружающую среду, отрицательно сказываетс я на получении растительной биомассы и включаютс я в круговороты многих элементов биосферы.
Циркул я ци я атмосферных потоков вли я ет на местные климатические услови я , а через них – на режим рек, почвенно-растительный покров и на процесс рельефообразовани я . Следовательно, не смотр я на то, что масса внешней оболочки биосферы (атмосферы) ничтожно мала по сравнению с массой планеты, ее роль во всех природных процессах огромна.
Наличие вокруг земного шара атмосферы определ я ет общий тепловой режим поверхности Земли.
Современный газовый состав атмосферы я вл я етс я результатом длительного исторического развити я природы и, как известно, слагаетс я из азота (78, 09 %), кислорода (20, 95 %), аргона (0, 93 %), углекислого газа (0, 03 %), неона и других газов и паров воды. Кроме того, газовый состав содержит различные вещества, выдел я емые природными и техногенными источниками, такие как пыль, имеюща я растительное, вулканическое, космическое, почвенное и техногенное происхождение; капельножидка я вода (туман); частицы морской соли; газы, образующиес я во врем я лесных и степных пожаров; различные продукты растительного, животного или микробиологического происхождени я . Автомобильный транспорт, нар я ду с промышленностью, я вл я етс я одним из основных источников загр я знени я атмосферы. Дол я автотранспорта в общих выбросах вредных веществ в городах может достигать 60-80%. Более 80 % всех выбросов в атмосферу составл я ют выбросы оксидов углерода, двуокиси серы, азота, углеводородов, твёрдых веществ. Из газообразных загр я зн я ющих веществ в наибольших количествах выбрасываютс я окислы углерода, углекислый газ, угарный газ, образующиес я преимущественно при сгорании топлива. В больших количествах в атмосферу выбрасываютс я и оксиды серы: сернистый газ, сернистый ангидрид, сероуглерод, сероводород и другие. Самый многочисленным классом веществ, загр я зн я ющих воздух крупных городов, я вл я ютс я углеводороды. К числу посто я нных ингредиентов газового загр я знени я атмосферы относ я тс я также свободный хлор его соединени я и другие. Глава 3. Вли я ние автомобильного шума на окружающую среду и организм человека 3.1. Характеристика шумовых эффектов Один из основных источников шума в городе – автомобильный транспорт, интенсивность движени я которого посто я нно растёт.
Наибольшие уровни шума 90-95 дБ отмечаютс я на магистральных улицах городов со средней интенсивностью движени я 2-3 тыс. и более транспортных единиц в час.
Уровень уличных шумов обуславливаетс я интенсивностью, скоростью и характером (составом) транспортного потока. Кроме того, он зависит от планировочных решений (продольный и поперечный профиль улиц, высота и плотность застройки) и таких элементов благоустройства, как покрытие проезжей части и наличие зелёных насаждений.
Каждый из этих факторов способен изменить уровень транспортного шума в пределах до 10 дБ. В промышленном городе обычно высок процент грузового транспорта на магистрал я х.
Увеличение в общем потоке автотранспорта грузовых автомобилей, особенно большегрузных с дизельными двигател я ми, приводит к повышению уровней шума. В целом грузовые и легковые автомобили создают на территории городов т я жёлый шумовой режим. Шум, возникающий на проезжей части магистрали, распростран я етс я не только на примагистральную территорию, но и вглубь жилой застройки. Так, в зоне наиболее сильного воздействи я шума наход я тс я части кварталов и микрорайонов, расположенных вдоль магистралей общегородского значени я (эквивалентные уровни шума от 67,4 до 76,8 дБ). Уровни шума, замеренные в жилых комнатах при открытых окнах, ориентированных на указанные магистрали, всего на 10-15 дБ ниже.
Акустическа я характеристика транспортного потока определ я етс я показател я ми шумности автомобильности. Шум, производимый отдельными транспортными экипажами, зависит от многих факторов: мощности и режима работы двигател я , технического состо я ни я экипажа, качества дорожного покрыти я , скорости движени я . Кроме того, уровень шума, как и экономичность эксплуатации автомобил я , зависит от квалификации водител я . Шум от двигател я резко возрастает в момент его запуска и прогревани я (до 10 дБ). Движение автомобил я на первой скорости (до 40 км/ч) вызывает излишний расход топлива, при этом шум двигател я в 2 раза превышает шум, создаваемый им на второй скорости.
Значительный шум вызывает резкое торможение автомобил я при движении на большой скорости. Шум заметно снижаетс я , если скорость движени я гаситс я за счёт торможени я двигателем до момента включени я ножного тормоза. За последнее врем я средний уровень шума, производимый транспортом, увеличилс я на 12-14 дБ. Вот почему проблема борьбы с шумом в городе приобретает всё большую остроту. 3.2. Вли я ние шума на организм человека В услови я х сильного городского шума происходит посто я нное напр я жение слухового анализатора. Это вызывает увеличение порога слышимости (10 дБ дл я большинства людей с нормальным слухом) на 10-25 дБ. Шум затрудн я ет разборчивость речи, особенно при его уровне более 70 дБ. Ущерб, который причин я ет слуху сильный шум, зависит от спектра звуковых колебаний и характера их изменени я . Опасность возможной потери слуха из-за шума в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей человека.
Некоторые тер я ют слух даже после короткого воздействи я шума сравнительно умеренной интенсивности, другие могут работать при сильном шуме почти всю жизнь без сколько-нибудь заметной утраты слуха. Посто я нное воздействие сильного шума может не только отрицательно повли я ть на слух, но и вызвать другие вредные последстви я – звон в ушах, головокружение, головную боль, повышенную усталость. Шум в больших городах сокращает продолжительность жизни человека. По данным австрийских исследователей, это сокращение колеблетс я в пределах 8-12 лет.
Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощени я , психической угнетённости, вегетативного невроза, я звенной болезни, расстройства эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Шум мешает люд я м работать и отдыхать, снижает производительность труда.
Наиболее чувствительны к действию шума лица старших возрастов. Так, в возрасте до 27 лет на шум реагируют 46% людей, в возрасте 28-37 лет – 57%, в возрасте 38-57 лет – 62%, а в возрасте 58 лет и старше – 72%. Большое число жалоб на шум у пожилых людей, очевидно, св я зано с возрастными особенност я ми и состо я нием центральной нервной системы этой группы населени я . Наблюдаетс я зависимость между числом жалоб и характером выполн я емой работы.
Данные опроса показывают, что беспоко я щее действие шума отражаетс я больше на люд я х, зан я тых умственным трудом, по сравнению с людьми, выполн я ющими физическую работу (соответственно 60% и 55%). Более частые жалобы лиц умственного труда, по-видимому, св я заны с большим утомлением нервной системы.
Массовые физиолого-гигиенические обследовани я населени я , подвергающегос я воздействию транспортного шума в услови я х проживани я и трудовой де я тельности, вы я вили определённые изменени я в состо я нии здоровь я людей. При этом изменени я функционального состо я ни я центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, слуховой чувствительности зависели от уровн я воздействующей звуковой энергии, от пола и возраста обследованных.
Наиболее выраженные изменени я вы я влены у лиц, испытывающих шумовое воздействие в услови я х, как труда, так и быта, по сравнению с лицами, проживающими и работающими в услови я х отсутстви я шума.
Высокие уровни шума в городской среде, я вл я ющиес я одним из агрессивных раздражителей центральной нервной системы, способны вызвать её перенапр я жение.
Городской шум оказывает неблагопри я тное вли я ние и на сердечно-сосудистую систему.
Ишемическа я болезнь сердца, гипертоническа я болезнь, повышенное содержание холестерина в крови встречаютс я чаще у лиц, проживающих в шумных районах. Шум в значительной мере нарушает сон.
Крайне неблагопри я тно действуют прерывистые, внезапно возникающие шумы, особенно в вечерние и ночные часы, на только что заснувшего человека.
Внезапно возникающий во врем я сна шум (например, грохот грузовика) нередко вызывает сильный испуг, особенно у больных людей и у детей. Шум уменьшает продолжительность и глубину сна. Под вли я нием шума уровнем 50 дБ срок засыпани я увеличиваетс я на час и более, сон становитс я поверхностным, после пробуждени я люди чувствуют усталость, головную боль, а нередко и сердцебиение.
Отсутствие нормального отдыха после трудового дн я приводит к тому, что естественно развивающеес я в процессе работы утомление не исчезает, а постепенно переходит в хроническое переутомление, которое способствует развитию р я да заболеваний, таких как расстройство центральной нервной системы, гипертоническа я болезнь. 3.3. Допустимые уровни шума дл я населени я Дл я защиты людей от вредного вли я ни я городского шума необходима регламентаци я его интенсивности, спектрального состава, времени действи я и других параметров. При гигиеническом нормировании в качестве допустимого устанавливают такой уровень шума, вли я ние которого в течение длительного времени не вызывает изменений во всём комплексе физиологических показателей, отражающих реакции наиболее чувствительных к шуму систем организма. В основу гигиенически допустимых уровней шума дл я населени я положены фундаментальные физиологические исследовани я по определению действующих и пороговых уровней шума. В насто я щее врем я шумы дл я условий городской застройки нормируют в соответствии с Санитарными нормами допустимого шума в помещени я х жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки (№ 3077-84) и Строительными нормами и правилами II .12-77 «Защита от шума». Санитарные нормы об я зательны дл я всех министерств, ведомств и организаций, проектирующих, стро я щих и эксплуатирующих жильё и общественные здани я , разрабатывающих проекты планировки и застройки городов, микрорайонов, жилых домов, кварталов, коммуникаций и т.д., а также дл я организаций, проектирующих, изготавливающих и эксплуатирующих транспортные средства, технологическое и инженерное оборудование зданий и бытовые приборы. Эти организации об я заны предусматривать и осуществл я ть необходимые меры по снижению шума до уровней, установленных нормами. Одним из направлений борьбы с шумом я вл я етс я разработка государственных стандартов на средства передвижени я , инженерное оборудование, бытовые приборы, в основу которых положены гигиенические требовани я по обеспечению акустического комфорта. ГОСТ 19358-85 «Внешний и внутренний шум автотранспортных средств.
Допустимые уровни и методы измерений» устанавливает шумовые характеристики, методы их измерени я и допустимые уровни шума автомобилей (мотоциклов) всех образцов, прин я тых на государственные, межведомственные, ведомственные и периодические контрольные испытани я . В качестве основной характеристики внешнего шума прин я т уровень звука, который не должен превышать дл я легковых автомобилей и автобусов 85-92 дБ, мотоциклов – 80-86 дБ. Дл я внутреннего шума приведены ориентировочные значени я допустимых уровней звукового давлени я в октавных полосах частот: уровни звука составл я ют дл я легковых автомобилей 80 дБ, кабин или рабочих мест водителей грузовых автомобилей, автобусов – 85 дБ, пассажирских помещений автобусов – 75-80 дБ. Санитарные нормы допустимого шума обуславливают необходимость разработки технических, архитектурно-планировочных и административных меропри я тий, направленных на создание отвечающего гигиеническим требовани я м шумового режима, как в городской застройке, так и в здани я х различного назначени я , позвол я ют сохранить здоровье и работоспособность населени я . 3.4 Меропри я ти я по защите от автомобильного шума Снижение городского шума может быть достигнуто в первую очередь за счёт уменьшени я шумности транспортных средств. К градостроительным меропри я ти я м по защите населени я от шума относ я тс я : увеличение рассто я ни я между источником шума и защищаемым объектом; применение акустически непрозрачных экранов (откосов, стен и зданий-экранов), специальных шумозащитных полос озеленени я ; использование различных приёмов планировки, рационального размещени я микрорайонов. Кроме того, градостроительными меропри я ти я ми я вл я ютс я рациональна я застройка магистральных улиц, максимальное озеленение территории микрорайонов и разделительных полос, использование рельефа местности и др.
Существенный защитный эффект достигаетс я в том случае, если жила я застройка размещена на рассто я нии не менее 25-30 м от автомагистралей и зоны разрыва озеленены. При замкнутом типе застройки защищёнными оказываютс я только внутриквартальные пространства, а внешние фасады домов попадают в неблагопри я тные услови я , поэтому подобна я застройка автомагистралей нежелательна.
Наиболее целесообразна свободна я застройка, защищённа я от стороны улицы зелёными насаждени я ми и экранирующими здани я ми временного пребывани я людей (магазины, столовые, рестораны, ателье и т.п.). Расположение магистрали в выемке также снижает шум на близрасположенной территории. Глава 4.Вли я ние автотранспорта на окружающую среду в городах России 4.1. Вли я ние автотранспорта на окружающую среду на примере города Волгограда и Петрозаводска Одной из наиболее острых проблем, св я занных с загр я знением окружающей природной среды крупных городов России, я вл я етс я автомобильный транспорт. Вли я ние транспорта на экологические проблемы города обуславливаютс я не только загр я знением атмосферного воздуха выхлопными газами, но также загр я знением водного бассейна (стоки с автомобильных моек, сто я нок, гаражей, АЗС и др.) и почвы (отходы, загр я зненные нефтепродуктами, сажевые частицы шин от истирани я на дорогах и др.). Проблемы уменьшени я негативного воздействи я автотранспорта на окружающую среду могут быть решены только при масштабном строительстве подземно-наземных транспортных разв я зок в наиболее напр я женных местах, лучшей организации дорожного движени я , при оптимальном размещении гаражей и автосто я нок дл я хранени я автотранспорта, АЗС, и автомоек в городе.
Наиболее актуальной проблемой загр я знени я окружающей природной среды автотранспортом я вл я ютс я выбросы в атмосферный воздух. За последние годы наблюдаетс я тенденци я роста доли выбросов в атмосферу в общем валовом выбросе загр я зн я ющих веществ. В 2000 году городе Волгограде выбросы от автотранспорта составили более 50% от общего валового выброса загр я зн я ющих веществ в атмосферный воздух. Этот процесс обусловлен резким увеличением количества автотранспортных средств в городе, в основном за счет автомобилей индивидуальных владельцев. С ростом парка автомобилей в городе по я вилась необходимость развити я инфраструктуры сервисного обслуживани я автотранспорта (автозаправочные стации, станции и пункты технического обслуживани я и ремонта автомобилей, автомойки, гаражи, автосто я нки и т.д.). Только за 2000 год специалисты городской экологической службы прин я ли участие в государственных приемочных комисси я х по 18-ти вновь построенным или реконструируемым стационарным АЗС.
Диаграмма изменени я численности ПТО автомобилей и автомоек |
Диаграмма изменени я численности АЗС |
Больша я часть автомобильных моек работает без оборотных систем водоснабжени я , поэтому значительна я часть жидких отходов, загр я зненных нефтепродуктами, вывозитс я на полигон. В насто я щее врем я в городе насчитываетс я свыше 150 гаражных обществ с числом боксов дл я хранени я автомобилей индивидуальных владельцев от 100 до 2000. Многие гаражные кооперативы, располагающиес я как правило вдали от жилых массивов, имеют непригл я дный внешний вид, неблагоустроенную территорию.
Некоторые построено без проекта, не имеют положительного заключени я государственной экологической экспертизы, объекты не прин я ты в эксплуатацию государственной приемочной комиссией.
Гаражный кооператив № 18 построен и эксплуатируетс я с нарушени я ми условий экологической экспертизы, а именно: не проведено благоустройство и озеленение территории, количество боксов превышает указанное в проекте. Так, в гаражных обществах № 38 боксы дл я хранени я автомобилей стро я тс я однотипными, располагаютс я в полосе отвода железной дороги; территори я кооперативов благоустроена и озеленена, оборудована контейнерами дл я сбора образующихс я отходов.
Несмотр я на то, что практически на каждый индивидуальный автомобиль имеетс я место в гаражных кооперативах, в городе активно ведетс я строительство автосто я нок. Это обусловлено тем, что автосто я нки располагаютс я вблизи жилых массивов.
Владельцы автомобилей используют транспорт круглогодично, поэтому возникла проблема каждодневного хранени я машин р я дом с местами их проживани я . Под автосто я нки приспосабливаютс я различного вида площадки и пустыри.
Однако, строительство и эксплуатаци я автосто я нок часто сопровождаютс я нарушением природоохранных требований. Так территори я некоторых автосто я нок не имеет твердого покрыти я , отсутствуют системы ливневой канализации, не озеленена прилегающа я территории.
Экологическа я ситуаци я в городе Петрозаводске ухудшаетс я год за годом.
Большую часть выбросов в атмосферу особенно теперь, когда сто я т многие заводы, поставл я ет автотранспорт. Дл я того, чтобы узнать вли я ние автотранспорта на окружающую среду, нужны сведени я о нагрузке выхлопных газов автотранспорта. В различных районах города в течение часа считали число проход я щих машин дл я того что бы установить наиболее загазованные районы. Метод подсчета нетрадиционный, но эти данные дают представление о нагрузке выхлопных газов на окружающую среду. Эта методика заключалась в том, что число машин считалось в течение часа утром, днем и вечером на одном и том же месте с повторностью три раза, причем разделение машин производилось на мотоциклы, легковые машины, автобусы, микроавтобусы и грузовые автомобили, которые подраздел я ютс я на дизельные и карбюраторные. Зна я , какое количество вредных веществ выдел я ет одна машина, можно определить вли я ние выхлопных газов на окружающую среду в течение года.
Автомобили с отработанными газами выбрасывают в окружающую среду до 200 различных химических веществ и их соединений.
Годовой выхлоп одного автомобил я - 800 кг оксида углерода, 40 кг оксида азота, более 200 различных углеводородов и т я желых металлов. В 1997 году выбросы от автотранспорта составили 56,5 тыс я ч тонн загр я зн я ющих веществ, в том числе оксида углерода - 45,1, углеводородов - 7,2, оксида азота - 5,1. Исход я из полученных данных, было вы я снено, что районы Перевалка, Древл я нка, Центральный наиболее загазованы, а районы Куковка и Северна я часть города умеренно загазованы.
Относительно чистые районы Птицефабрики и Верхней Ключевой. 4.2. Экологическа я обстановка в городе Москве. В центре города основное вли я ние на экологию оказывает автотранспорт (80% загр я знени я в пределах Садового кольца). Также сильное загр я знение от автотранспорта ощущаетс я вдоль крупных автомагистралей (50-250 метров, в зависимости от застройки и зеленых насаждений). Промышленные предпри я ти я расположены в основном на юго-востоке (вдоль Москвы-реки) и на востоке города. Самые чистые районы - Ясенево, Крылатское, Строгино, район метро Юго-Западна я , а также за пределами кольцевой дороги - Митино, Солнцево. Самые гр я зные - Марьино, Братеево, Люблино, районы внутри Садового кольца. На территории восточного округа имеетс я несколько крупных промзон, которые существенно вли я ют на экологию прилежащих районов.
Наиболее чистые районы - прилегающие к лесопарку 'Лосиный остров' и Измаиловскому парку, а также наход я щиес я за кольцевой автодорогой - Новокосино, Косино, Жулебино.
Наиболее гр я зные - прилегающие к центральному и юго-восточному округам. Юго - Восточный округ один из самых загр я зненных в Москве. На качество атмосферного воздуха в основном вли я ют Капотненский нефтеперерабатывающий комбинат и Люблинский сталелитейный завод, а также множество предпри я тий, расположенных вдоль Москвы-реки.
Предпри я ти я -загр я знители имеютс я практически на всей территории округа. В этом округе практически все районы сильно загр я знены, особенно - Марьино, Люблино, Капотн я . В южном округе на качество атмосферного воздуха в основном вли я ют Капотненский нефтеперерабатывающий комбинат и Люблинский сталелитейный завод.
Наименее загр я зненные муниципальные округа (в пор я дке возрастани я загр я зненности): Чертаново (исключа я Варшавское ш.), Бирюлево.
Следует обратить внимание на микрорайоны Братеево и Орехово-Борисово, в которых, несмотр я на небольшое количество выбросов, рельеф местности способствует накоплению вредных веществ в воздухе, что делает эти микрорайоны одними из самых загр я зненных в Москве в те дни, когда метеоуслови я способствуют накоплению вредных примесей в атмосфере.
Именно из этих районов поступает наибольшее количество жалоб от населени я . Юго-Западный округ один из самый чистых в г.
Москве. Наиболее чистые муниципальные округа - Ясенево, Теплый стан, Северное Бутово. На территории округа не имеетс я особо крупных источников загр я знени я атмосферного воздуха, но крупные источники загр я знени я , расположенные в Южном округе, оказывают вли я ние на восточную часть Юго-Западного округа. В западном округе наиболее чистые районы - Солнцево и Новопеределкино, наход я щиес я за пределами МКАД. На территории округа очень крупных источников загр я знени я атмосферного воздуха нет, однако имеетс я несколько промзон (вдоль Можайского ш., Кутузовского проспекта), которые ощутимо вли я ют на экологию этого района.
Северо-Западный округ самый чистый в г.
Москве. Наиболее чистые муниципальные округа - Митино, Строгино, Крылатское. На территории округа крупных источников загр я знени я атмосферного воздуха не имеетс я . Автотранспорт сильного вли я ни я на экологию не оказывает, за исключением районов вдоль крупных шоссе, проход я щих через этот округ.
Северный округ в целом загр я знение не очень сильное.
Имеетс я крупна я промзона в районе метро Войковска я . Южна я часть загр я знена сильнее северной. В северо—восточном округе северна я часть округа намного чище южной.
Севернее метро ВДНХ существенно вли я ющих на экологию промзон нет, однако имеютс я отдельные предпри я ти я , вли я ющие на экологию близлежащих районов, южнее же есть несколько не очень крупных промышленных зон и большое количество автотранспорта.
Центральный округ один из самых загр я зненных округов столицы.
Основным источником загр я знени я атмосферного воздуха я вл я етс я автотранспорт.
Основные загр я зн я ющие вещества - оксид углерода и диоксид азота, санитарные нормы последнего превышены в среднем в 2-3 раза.
Крупных промышленных источников загр я знени я нет. 4.3. Воздействие автотранспорта на окружающую среду в городе Калининграде На сегодн я шний день самым значительным источником загр я знени я воздушного бассейна города Калининграда я вл я етс я автотранспорт (табл.). Вклад автотранспорта в суммарный выброс загр я зн я ющих веществ составил 84,7% (в 1997 - 82,4%). Выбросы от автотранспорта превышают выбросы от стационарных источников в 5 раз. В насто я щее врем я автотранспорт я вл я етс я пока малоуправл я емым источником загр я знени я атмосферного воздуха в области.
Главными причинами такого положени я , на наш взгл я д, я вл я ютс я следующие: 1. Экологически небезопасные конструкции двигателей и топливной аппаратуры отечественных автомобилей, что при использовании этилированных марок бензина и высокосернистого дизельного топлива не позвол я ет примен я ть системы нейтрализации и каталитического дожига отработавших газов. 2. Высокие темпы роста парка автомобилей.
Только за 1992-1998 годы он увеличилс я в области в 2,5 раза и насчитывает более 255 тыс. единиц.
Область занимает первое место в России по количеству автомобилей на 1000 жителей - более 300 шт. (в г.
Москве - в 1,5 раза меньше). 3. Еще более стремительный прирост парка подержанных автомобилей иностранных марок с низкими эксплуатационно-техническими и экологическими данными. По данным ГИБДД из общего количества иномарок более 90% составл я ют автомобили, эксплуатирующиес я более 5 лет, в том числе более 70% - свыше 10 лет. Кроме того, учитыва я 'возраст' иномарок (15-20 лет), актуальным становитс я вопрос утилизации кузовов, аккумул я торов, резины и др. 4. Неудовлетворительное состо я ние дорожного покрыти я большинства улиц областного центра. 5. Отсутствие единой транспортной схемы г.
Калининграда. 6. Нет законодательного акта на взимание платы за загр я знение окружающей среды с индивидуальных и частных владельцев автотранспортных средств. А их на сегодн я шний день более 80%. Из 3815 автомобилей, подвергшимс я в 1998 году инструментальному контролю, 718 (18,2%) эксплуатировались с нарушени я ми требований ГОСТов по токсичности и дымности отработавших газов (в 1997 - 19,1%). К сожалению, пока не удалось достичь каких-либо заметных сдвигов в сокращении выбросов от автотранспорта.
Вместе с тем, регул я рно проводимые операции 'Чистый воздух', 'Автобус', совместные с ГИБДД рейды на автомагистрал я х позвол я ют держать ситуацию под контролем.
Сточные воды, сбрасываемые предпри я ти я ми транспортно-дорожного комплекса в поверхностные водоемы, содержат различные загр я зн я ющие вещества, в основном нефтепродукты и взвешенные вещества. В 1998 году произошло незначительное увеличение общего объема стоков с 0,18 млн куб. м до 0,2 млн куб. м за счет постановки на учет новых дорожно-транспортных объектов.
Улучшение качественного состава сбрасываемых сточных вод объ я сн я етс я новым строительством моек автотранспорта с оборотным водоснабжением, оборудованием и установкой современных сооружений.
Фактический расход ливнестоков с территории автодорог не поддаетс я учету, так как зависит от интенсивности выпадени я атмосферных осадков, та я ни я снега, пропуска паводка и т. д.
Динамика выбросов в атмосферу от автотранспорта за 1990-98 годы в городе Калининграде.
Таблица
Показатели | Годы | ||||||||
1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | |
Количество автомобилей. тыс. шт. | 35,6 | 44.7 | 55,8 | 67,3 | 79,8 | 94,6 | 113,8 | 133,8 | 151,8 |
Всего выброшено в атмосферу загр я зн я ющих веществ, тыс. тонн/год | 30,7 | 28,6 | 35,7 | 43.05 | 61,0 | 61,6 | 68,6 | 78,9 | 87,65 |
в том числе: оксид углерода | 24,8 | 23,0 | 27,1 | 34,3 | 50,2 | 50,6 | 56,4 | 64,9 | 72,11 |
диоксиды азота | 2.1 | 1,8 | 1,9 | 2,4 | 3,78 | 3,8 | 4,39 | 5,04 | 5,61 |
углеводороды | 3,8 | 3,7 | 6.7 | 6,3 | 7,02 | 7,04 | 7,68 | 8,83 | 9,80 |
Вклад автотранспорта в суммарный выброс, (%) | 37,7 | 40,7 | 50,2 | 53,7 | 70,2 | 73,6 | 79,3 | 83,0 | 87,2 |
Основными факторами, вли я ющими на уровень загр я знени я , я вл я ютс я , безусловно, рост автомобильного парка (количество автомобилей на душу населени я ), несоблюдение санитарных требований при использовании автотранспорта, а также рост количества автомобилей, с низкими эксплуатационно-техническими качествами.
Литература 1. 2. Вырубов Д.Н., Иващенко Н.А., Ивин В.И. и др.
Двигатели внутреннего сгорани я : Теори я поршневых и комбинированных двигателей; Учебник дл я втузов и спец. ДВС. / Под ред.
Орлина А.С., Круглова М.Г. М., Машиностроение, 1983. - 372 с. 3. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающа я среда и транспорт. – М.: Транспорт, 1987. 4. Кудр я вцев О.К. Город и транспорт. – М.: Знание, 1975. 5. Коробин В.И., Передельский Л.В. Экологи я . — Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 576 с. 6. Луканин В.Н., Гудцов В.Н., Бочаров Н.Ф. Снижение шума автомобил я . – М.: Машиностроение, 1981. – 289 с. 7. Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортна я экологи я : Учеб. дл я вузов / Под ред. В.н.
независимая оценка оборудования в ЛипецкеНАШИ КОНТАКТЫ