Внимание! ​​​gordiplom.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Переход стран ЕС к евро

Глобальные системы бронирования в России

Особенно остро эта проблема стояла перед воздушным транспортом, так как непроданные вовремя билет означал наличие недогруженности воздушного судна и больших упущенных прибылях авиаперевозчика. С друго

Измерение параметров лазеров

Однако наиболее широкое распространение получили методы, основанные на преобразовании энергии лазерного излучения в тепловую энергию (тепловой метод) и в энергию электрического тока (фотоэлектрический

Теория и методика воспитания (шпаргалка)

Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанны

Роль государства в природоохранной стратегии

Стратегическими целями РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов являются: - последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса государства;

Труд как объект изучения социологии

Общественный труд представляет собой сложное образование. Вследствие этого он является предметом изучения целого ряда наук, в числе которых и социология. Так что же такое труд? Ответить на этот вопро

Интоксикация метанолом

Баженов А.Н. Курс Профессиональных болезней Преподаватель: Заславский С.Н. РЕФЕРАТ на тему Интоксикация Метанолом Выполнил Студент 507 группы Стариков Александр Сергеевич Сыктывкар 2005 Развитие химич

Расчет зануления двигателя

Зануление осуществляет защиту путем автоматического отключения поврежденного участка электроустановки от сети и снижение напряжения на корпусах зануленного электрооборудования до безопасного на время

Загрязнение мирового океана

Букетова Е.А. Научно – образовательный комплекс по Экономическим специальностям . Кафедра : РЕФЕРАТ На тему: Загрязнение мирового океана. Выполнил : студент гр. ФК -12. Скородумова О.А. Проверил : пр

Полноценна я экономическа я интеграци я немыслима без валютного союза с наличием единой валюты либо твердо фиксированных курсов валют стран-участниц. Едина я валюта – это наиболее эффективное средство устранени я всех преград дл я свободного движени я капиталов, товаров, услуг и рабочей силы.

Перевод денежно-валютного регулировани я в ЕС на наднациональный уровень создал значительные преимущества дл я государств-членов и прежде всего дл я их хоз я йствующих субъектов. В глобальном плане введение евро ускорит процесс движени я мировой валютной системы, основанной на фактически главенствующей роли доллара США, к более симметричному ”многопол я рному” валютному устройству.

Заменив собой наход я щиес я в обращении европейские валютные единицы, евро сможет в обозримом будущем стать одной из ключевых мировых валют. Едина я валюта призвана обеспечить Европейскому союзу ”валютный вес”, соответствующий его экономическому могуществу. ЕС производит треть всех мировых товаров, я вл я я сь при этом общепризнанным лидером в торговле и товарами, и слугами. В полемике развернувшейс я вокруг европроекта также можно услышать пессимистические голоса о том, что введение евро может привести к серьезным экономическим срывам и даже к социальным катаклизмам. Это может быть обусловлено многими причинами: возможна я спекул я тивна я атака на евро до или после 31 декабр я 1998г.; массова я безработица и экономический спад общеевропейского масштаба; недееспособность ЕЦБ вследствие противоречивых интересов представителей разных стран в его руковод я щих органах; недовольство той или иной страны-нарушител я штрафными санкци я ми; возможное взаимное соглашение о роспуске ЭВС. Вспоминают в этой св я зи примеры распада валютных союзов, в том числе крушение единой денежной системы в результате распада СССР. Не так легко найти точный ответ на, казалось бы, простой вопрос: чь я же валюта – евро? Конечно, это валюта всего Европейского союза. Но как тогда рассматривать государственную задолженность страны, выраженную в евро, что это – внешний долг или внутренний и кто несет ответственность за него – отдельна я страна или весь Союз? Ведь с одной стороны, единый ЕЦБ и едина я валюта означают, что страны-участницы в значительной мере утрачивают экономический суверенитет. С другой стороны, сохран я етс я их политический суверенитет.

Возникает некий мощный экономический дракон с двенадцатью политическими головами. Евро и Европейский Союз Европейский союз, ЕС (European Union, EU) – объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции.

Предшественниками ЕС были: 1951–1957 – Европейское сообщество угл я и стали (ЕОУС); 1957–1967 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС); 1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС); c но я бр я 1993 – Европейский Союз.

Название «Европейские Сообщества» часто употребл я етс я применительно ко всем этапам развити я ЕС. На данный момент ЕС включает 25 стран: Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Францию, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финл я ндию, Швецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Словению, Кипр (кроме южной части острова), Мальту. ЕВРО (EURO) – едина я валюта стран Европейского Союза. В 1996 введена в безналичное обращение как параллельна я валюта в странах экономического и валютного союза ЕС. С 1999 стала единственной безналичной валютой, а с 2002 полностью заменила национальные валюты 12 стран, вошедших в еврозону (Австри я , Бельги я , Германи я , Греци я , Ирланди я , Испани я , Итали я , Люксембург, Нидерланды, Португали я , Финл я нди я , Франци я ). Автором изображений на банкнотах евро я вл я етс я австрийский график Роберт Калина.

Банкноты печатаютс я Европейским центральным банком и национальными центральными банками следующих достоинств: 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 евро. На них изображены архитектурные ансамбли Европы различных эпох.

Евромонеты выпускаютс я следующих достоинств: 1, 2, 5, 10 и 50 центов, а также 1 и 2 евро. Одна сторона монет едина дл я всех государств ЭВС, обратна я – различна дл я всех стран. На единой стороне изображаетс я достоинство монеты, на обратной – различные стилизованные карты Европы и символ ЕЭС. Цель введени я евро В современном мировом хоз я йстве наиболее остро конкурируют три экономических региональных центра – Северна я Америка (США и Канада), Западна я Европа (страны ЕС) и Дальний Восток (Япони я , КНР, р я д «новых индустриальных стран»). Мощным инструментом консолидации каждого из этих регионов и одновременно конкурентной борьбы с другими центрами я вл я ютс я международные валюты (см. прил. 1). Североамериканский центр – это зона абсолютного доминировани я доллара, который одновременно претендует на роль основной общемировой валюты. Чтобы противодействовать «долларизации» мирового хоз я йства, конкуренты США стрем я тс я расширить использование в международных расчетах собственных денег – западноевропейских валют, я понской иены. Самым сильным конкурентом доллару в начале 21 века стала евровалюта – евро.

Таблица 1 [1]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВАЛЮТ ВО ВНЕШНЕТОРГОВЫХ РАСЧЕТАХ (в %)
Валюты 1980 г . 1992 г .
Доллар США 56 48
Основные валюты ЕС 31 34
Японска я иена 2 4
Основные преимущества валютного союза стран ЕС св я заны с тем, что участники внешнеэкономических операций снижают транзакционные издержки; избавл я ютс я от курсовых рисков; ослабл я ют зависимость своих экономик от доллара.

Первое преимущество единой валюты св я зано с тем, что участники внешнеэкономических операций испытывают трудности из-за разных масштабов цен, в силу чего достаточно трудно сопоставл я ть цены на однородные товары в разных странах.

Эффективным способом снижени я этих транзакционных издержек служит жестка я фиксаци я курсов разных валют по отношению друг к другу, а в идеале – переход на универсальные денежные единицы.

Другое преимущество общей дл я всех стран ЕС валюты св я зано с тем, что она призвана ликвидировать риски изменени я курсов валют. Тем самым снижаютс я расходы на банковские операции и на страхование от рисков, св я занных с изменением валютных курсов, что облегчает планирование торговли и инвестировани я . Ликвидаци я трудностей международных расчетов дает мощный импульс развитию подлинно единого международного рынка. Еще одной причиной создани я еврозоны я вл я етс я желание сделать Европу более привлекательной дл я международных источников капитала. Дело в том, что дл я долгосрочных инвестиций привлекательными я вл я ютс я страны и регионы с наиболее стабильной валютой.

Многие экономисты считают, что по мере усилени я евро, доллар будет тер я ть свою привлекательность, и мир испытает глобальную «дедолларизацию». Едина я европейска я валюта призвана стать стабилизирующим фактором в мировой валютной системе и заслуживающей довери я альтернативой доллару в международной торговле. Этапы создани я валютного союза Впервые мысль о необходимости проведени я единой финансовой политики в рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС) была выдвинута еще в 1960-е.

Именно тогда возникла иде я создани я «валютной змеи» – системы согласовани я курсов валют европейских государств. Суть этой системы, которую ввели в 1972, заключалась в синхронизации колебаний некоторых европейских валют относительно валют других стран, в то врем я как их взаимные колебани я минимизировались. «Валютна я зме я » стала первым шагом на пути стран ЕЭС к полной унификации их валютных систем.

Руководители стран-членов Европейского экономического сообщества еще в 1972 поставили себе цель создать валютный союз к 1980. Однако мировой экономический кризис 1973–1975 помешал этим планам.

Следующим шагом на пути к валютному союзу стало создание в 1979 Европейской валютной системы (ЕВС). В рамках ЕВС обменные курсы валют фиксировались с помощью так называемого Механизма обменных курсов (МОК). Страны, вход я щие в систему МОК, об я зывались удерживать колебани я курсов своих национальных валют в узких пределах. [2] Основной причиной слабости ЕВС оказались слишком глубокие различи я в экономическом положении и политике стран, вошедших в единую систему.

Однако, по общему признанию, несмотр я на все трудности, МОК все же удалось достичь своей главной цели – создать в Европе зону валютной стабильности.

Следующий решительный шаг на пути к созданию единой валюты был сделан на Ганноверской встрече ЕС в верхах в июне 1988, когда группа представителей центральных европейских банков и независимых экспертов под руководством Жака Делора подготовила специальный план создани я валютного союза. «План Делора» содержал развернутую программу трехэтапного перехода стран ЕС к единой валюте. [3] Маастрихтский договор (1991) определил временные рамки осуществлени я этого плана. На первом этапе (1 июл я 1990 – 31 декабр я 1993) осуществили либерализацию движени я капиталов внутри ЕС и унификацию экономических стандартов. Все страны-члены ЕС присоединились к МОК, устанавливавшему коридор колебани я курсов.

Главным содержанием второго этапа (1 я нвар я 1994 – 31 декабр я 1998) стало создание новых институтов дл я функционировани я евровалюты. Была разработана юридическа я база дл я де я тельности Европейской системы центральных банков, а также учрежден Европейский валютный институт дл я руководства проектом создани я единой валюты и наблюдени я за экономическими процессами в странах-членах ЕС. Третий этап (1 я нвар я 1999 – 30 июн я 2002) стал решающим.

Европейский валютный институт преобразовали в Европейский центральный банк, в функции которого вошло руководство валютной политикой стран-участниц проекта. Это сделало, наконец, возможным учреждение евро как общей дл я всех стран ЕС учетной единицы и средства межбанковских расчетов. С 1 я нвар я 1999 г . были зафиксированы валютные курсы евро к национальным валютам стран — участниц зоны евро (см. прил. 2), а евро стал их общей валютой.

Установление фиксированных курсов валют стран-участниц по отношению к евро я вилось подготовительным шагом к введению в обращение в 2002 единых европейских банкнот и монет (см. прил. 3). Страны-участницы сн я ли почти все ограничени я на взаимное движение капиталов и начали осуществление программ стабилизации бюджетов, цен и иных показателей финансовой политики, соблюдение которых было признано об я зательным дл я участи я в союзе. В число таких показателей (критериев конвергенции) включены: - планируемый или фактический дефицит государственного бюджета в размере около 3% к ВВП в рыночных ценах; - государственный долг не более 60% к ВВП в рыночных ценах; - годова я инфл я ци я в размере не выше 1,5% к усредненному уровню инфл я ции трех стран с наиболее низкими темпами; - средн я я номинальна я величина долгосрочной процентной ставки за год не выше 2% к усредненному уровню этих ставок в трех странах с наиболее низкими темпами инфл я ции; - совместное формирование механизма колебаний валютных курсов в течение не менее двух лет (установленные пределы колебаний составл я ют + 2,25%). Готовность стран ЕС к достижению установленных (”проходных” в ЭВС) показателей весьма различна. В итоге ЭВС, по крайней мере первоначально, становитьс я объединением лишь наиболее заинтересованных стран и не будет совпадать с общими границами и механизмами ЕС. Дл я тех стран, которые не сразу вошли в ЭВС, был создан ”союз обменных курсов”, участие в котором я вл я етс я предпосылкой дл я присоединени я в будущем к ЭВС. Дл я третьей фазы, завершающей создание ЭВС, возобладал сценарий постепенного наращивани я операций в единой валюте при сохранении на определенный период параллельного хождени я национальных валют.

Создание ЭВС необходимо дл я завершени я экономической составл я ющей интеграции, адекватного финансового обслуживани я уже сложившихс я в ЕС единых рынков товаров, капиталов и рабочей силы. Как прогнозируетс я , в начале будущего столети я ЕС можно будет рассматривать как единый хоз я йственный механизм с собственной валютой, обладающей прочными позици я ми на международном финансовом рынке.

Соответственно значительно укрепл я етс я базис политической интеграции стран-участниц ЕС. «План Делора» был полностью выполнен. Со вступлением в силу 1 но я бр я 1993 Маастрихтского договора о Европейском Союзе, в котором четко фиксировались правила создани я единой валюты, страны Западной Европы сделали последний шаг к созданию экономического и валютного союза, а также к введению единой валюты. При обсуждении названи я новой наднациональной денежной единицы было прин я то решение отказатьс я от наименовани я ЭКЮ: по мнению ФРГ, это звучало слишком по-французски.

Название «евромарка» также отклонили, поскольку этот вариант вызвал возмущение уже у Франции. В декабре 1995 в Мадриде Европейский Совет утвердил название «евро», в котором прослеживаетс я св я зь с первой буквой слова «Европа». Греческа я буква «ипсилон» послужила основой дл я графического символа новой валюты.

Дизайн новых европейских монет предусматривает наличие у них лицевой стандартной «европейской» стороны и оборотной «национальной» стороны: так было выполнено пожелание стран – членов ЕС сохранить национальные различи я в дизайне новой денежной единицы.

Первоначально в еврозону вошли, примен я я евро нар я ду со старыми национальными валютами, 11 западноевропейских государств: Австри я , Бельги я , Германи я , Ирланди я , Испани я , Итали я , Люксембург, Нидерланды, Португали я , Финл я нди я и Франци я . Великобритани я , Швеци я и Дани я , будучи членами ЕС, решили в еврозону не входить, возража я против ущемлени я своего экономического суверенитета. Греци я прин я ла евро с 1 я нвар я 2001, когда смогла достичь требуемых дл я вхождени я в еврозону экономических показателей. С 1 марта 2002 наличный и безналичный евро полностью заменил национальные валюты двенадцати стран ЕС. Обеспечение стабильности евро Дл я обеспечени я наибольшей устойчивости новой единой европейской валюты к участникам валютного союза предъ я вл я ютс я жесткие требовани я . Высокий уровень инфл я ции и большие государственные долги стран, желающих войти в союз, могут дестабилизировать курс новой валюты.

Поэтому каждый претендент на членство в валютном союзе должен следовать жесткой дисциплине, подразумевающей прежде всего ограничение размеров бюджетного дефицита, инфл я ции, процентных ставок, а также размеров государственного долга. Дл я регулировани я наднациональных валютных отношений необходимы и наднациональные финансовые организации. В 1994 во Франкфурте-на-Майне был открыт Европейский валютный институт, на основе которого в 1998 создали Европейский центральный банк (ЕЦБ). Правовой статус ЕЦБ предусматривает его независимость от решений национальных правительств.

Основными задачами ЕЦБ я вл я ютс я обеспечение стабильности евро и обменных курсов национальных валют стран-участниц, определение и проведение соответствующей денежной политики, распор я жение официальными валютными резервами стран-членов, содействие эффективному функционированию платежных систем. С 1 я нвар я 1999 национальные эмиссионные банки передали ЕЦБ свои полномочи я по регулированию денежной системы (при этом президенты всех национальных банков стран-участниц вошли в состав Совета ЕЦБ). В соответствии с полученными полномочи я ми Банк осуществл я ет полный контроль над эмиссионной де я тельностью в ЕС и имеет право выдавать разрешение на выпуск банкнот и монет, а также вводить в действие необходимые инструменты денежно-кредитного регулировани я (управление валютными резервами и проведение интервенций, регулирование процентных ставок и уровн я ликвидности путем рефинансировани я , депозитных операций и операций на открытом рынке). ЕЦБ имеет право давать соответствующие указани я национальным центральным банкам, которые станов я тс я неотъемлемыми звень я ми единой финансовой системы и полностью лишаютс я возможностей инфл я ционного финансировани я задолженностей, манипулировани я в национальных интересах процентными ставками и обменными курсами.

Создание Системы европейских центральных банков в 1998 означало также перевод их счетов в евро и проведение всех трансакций только в этой валюте.

Механизм образовани я курса самого евро был таким: с я нвар я 1999 курсы валют всех стран-членов валютного союза по отношению к ЭКЮ были жестко зафиксированы, обменные курсы национальных валют также были установлены по взаимной договоренности и без права изменений (см. прил. 4). Затем был осуществлен перевод ЭКЮ в евро по курсу один к одному.

Центральные национальные банки сн я ли с себ я ответственность за денежную политику и базовую процентную ставку и возложили её на Европейский центральный банк.

Введение единой валюты потребовало создани я новой системы расчетов, основанной на ЕСЦБ [4] . Наличие системы реального времени и завершение операций в конце дн я дают возможность получать денежные средства сразу по совершении платежа. Режим реального времени поддерживаетс я всеми участниками Европейского валютного союза и обеспечивает возможность почти моментальных расчетов в любой стране-члене.

Платеж в такой системе может быть совершен только при наличии необходимых средств на расчетном (корреспондентском) счете в Центральном банке. Если денежные средства доступны, операци я производитс я немедленно — в реальном времени. При недостатке средств на счете операци я вноситс я в очередь, до поступлени я необходимой суммы. Такой механизм получил название Системы валовых расчетов в реальном времени ( Real Time Gross Settlements — RTGS ). Клиринг и расчеты, использующие национальные RTGS , возможны на всей территории зоны евро. Все RTGS св я заны между собой через механизм TARGET и создают общеевропейскую систему расчетов в евро (см. прил. 5). Эта система проводит операции по одной, каждый платеж безотзывный. Все сделки провод я тс я только в единой валюте – евро.

Платеж коммерческого банка из какой-либо страны проходит через RTGS этой страны и затем по каналам св я зи системы TARGET передаетс я в RTGS принимающей страны, откуда попадает в принимающий банк и в национальную систему расчетов.

Доступ в TARGET открыт только через RTGS , и все платежи контролируютс я ЕЦБ. Традиционные механизмы корреспондентских отношений, чьим важным отличием я вл я етс я возможность проводить сделки не только в евро, но также во всех национальных валютах стран-членов, продолжают действовать параллельно с RTGS и служат мостом к национальным системам расчетов. Нар я ду с системой европейских центральных банков банки могут использовать и коммерческие клиринговые системы.

Единственной наднациональной клиринговой системой в Европе я вл я етс я Банковска я ассоциаци я евро (ЕВА) – система нетто-расчетов, созданна я п я тьюдес я тью коммерческими банками.

Расчеты внутри ЕВА провод я тс я через ЕЦБ. Каждый банк, участвующий в ЕВА, устанавливает лимиты обмена с другими банками и предоставл я ет обеспечение по сделкам, что гарантирует системе полное завершение расчетов на конец дн я . ЕВА выполн я ет только евро-номинированные операции.

Проблемы развити я еврозоны На развитие новой валюты вли я ют как тормоз я щие, так и сопутствующие факторы. Среди преп я тствий на пути развити я еврозоны следует отметить следующие обсто я тельства: 1. Конкуренци я со стороны доллара.

Соревнование евро и доллара, выражающеес я в соотношении их обменных курсов, проходило с переменным успехом. После введени я евро его начальный курс (1,17 долл.) оказалс я , как позже признали, умышленно завышен.

Поскольку темпы роста экономики стран Западной Европы были существенно ниже, чем в США, то в 1999–2001 произошло сильное обесценение евро по отношению к доллару (до 0,85). Однако после того как в американской экономике усилились кризисные я влени я , евровалюта начала в 2002–2003 брать реванш. Исход соревновани я евро и доллара зависит от результата глобальной экономической конкуренции между Западной Европой и Северной Америкой. 2. Трудности адаптации денежно-кредитной политики в зоне евро к ухудшающимс я услови я м развити я мирового хоз я йства в целом. мировое хоз я йство после предшествующего подъема вошло в циклическую фазу ухудшени я экономической конъюнктуры.

Евровалютна я система помогает странам ЕС см я гчать кризисные процессы, но не может их полностью преодолеть.

Ситуаци я кризиса повышает неустойчивость любых валютных отношений, в том числе и в еврозоне. 3. Отрицательное отношение общественного мнени я стран ЕС к усилению наднациональных организаций (в том числе и к ЕЦБ), ущемл я ющих их национальный суверенитет. 4. Региональна я интеграци я в Западной Европе есть про я вление более общей тенденции к глобализации.

Однако быстра я интернационализаци я хоз я йственной де я тельности приводит к тому, что значительна я часть избирателей не довер я ет «евробюрократам», это заставл я ет правительства стран-участниц ЕС часто отдавать предпочтение пр я мому межгосударственному сотрудничеству, а не расширению роли наднациональных институтов. 5. Неравенство структурно-экономических и финансовых условий в странах-участницах западноевропейской интеграции. Среди стран ЕС выдел я етс я « я дро» наиболее экономически развитых стран (Германи я , Франци я , Великобритани я ) и «перифери я » менее развитых (Испани я , Португали я , Греци я ). В Европе «разных скоростей» трудно проводить единую экономическую политику, в том числе и в валютно-финансовой сфере.

Высокие издержки введени я новой валюты дл я национальных экономик Хот я от перехода на новую валюту ожидают в перспективе больших выгод, на первых порах это всегда ведет к заметным расходам. Так, пересчет старых цен в новые вызывал в странах ЕС всплеск инфл я ции, поскольку при переходе на евро цены округл я лись в сторону повышени я . Особенно это затронуло расценки на мелкие товары – заметно подорожали автосервис, такси, гостиницы, напитки и закуски в барах. На попул я рность евро вли я ют также и другие факторы, способствующие, напротив, укреплению новой валюты. Рост антиамериканских настроений в мире, в результате чего наход я т политическую поддержку любые экономические меры, объективно направленные на ослабление гегемонии США. Так, еще в 2000 на использование евро в международных расчетах перешел Ирак, чтобы тем самым «наказать Вашингтон». Стрем я сь умерить господство доллара в мировой экономике, на расчеты в евро перешли также Иран, Китай, многие африканские государства. Если страны ОПЕК, многие из которых рассматривают США как противника, начнут продавать нефть только за евро, то така я замена нефтедолларов на нефтеевро может стать решающим фактором в конкуренции двух валют. Война против Евро Стремление общества не допустить войны более чем очевидно, но как объ я снить, что после активной поддержки и участи я в трех военных кампани я х, пришедшихс я на последние 13 лет (Ирак, Югослави я и Афганистан), Едина я Европа высказываетс я против войны с Ираком? Что превращает в «пацифистов» франкфуртских финансистов, и почему авторы редакторских статей газеты «The Economist» неоднозначно относ я тс я к войне Буша? Возможно, объ я снение заключаетс я в том, что мы стоим перед решающим выбором между долларом и евро. Май 2001 года. «Министр иностранных дел» ЕС Хавьер Солана (Javier Solana) посещает Москву, где проходит «технический саммит» Росси я -ЕС. Главным достижением того саммита я вилось создание «смешанной группы» дл я изучени я возможности поддержани я двусторонних коммерческих отношений, в основу которых будет положен расчет в евро, а не в долларах.

Оказываетс я , что 40% торговых сделок Росси я заключает с ЕС (с Соединенными Штатами всего 8%), а больша я часть указанных коммерческих отношений относитс я к поставкам нефти и газа. К тому времени Росси я уже продает Европе третью часть потребл я емого ЕС топлива, и в ближайшие годы этот показатель должен вырасти еще на 10%. Покида я Москву, Солана си я ет. Он объ я сн я ет всем, что остаетс я всего лишь восемь мес я цев до того момента, как нова я европейска я валюта окажетс я в карманах людей. Когда это произойдет, «нас ожидают новые позитивные сюрпризы». Солана говорит об «изменени я х в нефт я ном мире», которые помогут России сделать шаг к евро и отказатьс я от доллара. Во всем мире нефть покупаетс я и продаетс я за доллары, но оплата половины экспортных поставок российского газа уже производитс я в евро. Нечто похожее происходит и в деревообрабатывающей промышленности. «Ирак уже перешел к евро, а Алжир и Ливи я сделают это в ближайшем будущем», - говорит Солана (см. La Vanguardia от 18.05.2001: «Росси я договариваетс я с Европейским Союзом о возможности использовани я евро в своих экономических отношени я х»). Ирак действительно перешел к евро в 2000 году. В тот момент это решение не принесло никаких выгод: евро на тот момент стоил лишь 0,8 доллара, и переходу, продиктованному политическими соображени я ми прав я щего режима, сопутствовали многомиллионные потери. Радио Свобода - древнейший инструмент пропаганды ЦРУ - вещавшее на страны социалистического блока, так прокомментировала эту новость: «Переход Багдада от доллара к евро при заключении нефт я ных сделок я вл я етс я попыткой наказать Вашингтон за проведение жесткой политики в отношении страны и введение санкций; тем самым Ирак хочет подвигнуть европейцев к нарушению установленных запретов». Январь 2002 года.

Президент Европейской Комиссии - главного органа управлени я ЕС - Романо Проди (Romano Prodi) представл я ет евро в Нью-Йорке на бирже всемирной столицы доллара. Столь значительное событие проходит в нездоровой обстановке.

Американска я пресса вс я чески избегает упоминани я о нем.

Директор биржи не по я вл я етс я на представлении новой валюты, сославшись «на болезнь». Соединенные Штаты не относ я тс я к евро серьезно? Напротив, они относ я тс я к нему слишком серьезно.

Несерьезно к евро отнеслись в Испании, где пресса свела введение новой валюты к рассказу анекдотов об использовании новой денежной единицы и возникшей во врем я обмена старых денег на новые путаницы. В Москве же, где нар я ду с многочисленными проблемами и недостатками существует и обыкновение смотреть на происход я щие событи я глобально. Тогда же Фабиан Эстапе (Fabian Estapa) высказывает компетентное мнение, что «в тот день, когда нефт я ные сделки будут заключатьс я в евро, я поверю в него». Открыть брешь, способную заменить доллар в вопросах энергетики, шаг серьезный, чреватый последстви я ми дл я мировой долларовой империи.

Американцы понимают, о чем идет речь, и потому будут беспощадны, как бывает всегда, когда дело касаетс я денег и конкуренции.

Согласно мнению Ольги Буториной, эксперта из Института Европы АН, 'веро я тнее всего, что Соединенные Штаты прибегнут к многочисленным мерам, включа я и экстра-экономические, чтобы предотвратить массовый переход от использовани я доллара к расчетам в евро' [5] . По мнению Михаила Дел я гина, директора московского института глобальных проблем, 'обессиливание еврозоны' станет одним из главных направлений американской политики, и даже 'стратегически важным условием дл я выживани я Соединенных Штатов в качестве мирового геополитического лидера. У евро большой потенциал в российской экономике. Гр я дуща я война и станет частью ответа Соединенных Штатов (ответом насто я щего «rogue state» - «государства-изго я ») на распространение евро. И потому эта война дл я Европейского Союза неприемлема.

Вплоть до сегодн я шнего дн я Экономика Соединенных Штатов находитс я в насто я щий момент в крайне деликатном состо я нии: государственный дефицит приближаетс я к цифре в 6,3 триллионов долларов, что составл я ет 60% валового национального продукта, а дефицит бюджета равен сотн я м тыс я ч миллионов долларов. Всего этого с лихвой достаточно дл я обесценивани я доллара, но, начина я с 1945 года американска я валюта располагает огромными «глобальными субсиди я ми», в основе которых лежит лидирующее положение этого государства в мире.

Четыре из п я ти международных транзакций, половина экспортных сделок производ я тс я в долларах; две трети мировых запасов валюты - доллары. Нефт я ные сделки в долларах - главна я опора такого статуса американской валюты. С тех пор, как существует евро и еврозона, эта ситуаци я стала еще больше аномальной, потому как не соответствует реальному весу экономики Соединенных Штатов в экономике глобальной. Дол я еврозоны на мировом рынке уже превышает долю Соединенных Штатов, и банковские счета Европы выгл я д я т гораздо здоровее американских. Но главную угрозу дл я Соединенных Штатов представл я ют крепкие торговые отношени я с Ближним Востоком. После расширени я ЕС, намеченного на 2004 год, население Европы составит 450 миллионов человек, а Европейский Союз будет покупать больше половины нефти, производимой странами-членами ОПЕК. По мнению главы департамента анализа рынков ОПЕК Хавада Ярхани (Javad Yarjani), замена доллара на евро при проведении расчетов в нефт я ной отрасли - вопрос ближайшего будущего. Вслед за Ираком возможность перехода к евро рассмотрел и Иран, и центральный банк этой страны уже располагает запасами этой валюты.

Антиамериканские настроени я , распространенные в этом регионе, могут привести к тому, что подобна я тенденци я будет нарастать подобно лавине. И не только в этой зоне: Северна я Коре я также перестала использовать доллар в своих внешнеторговых сделках, руководству я сь политическими соображени я ми.

Венесуэла, где в насто я щий момент кресло президента занимает Чавес (Chavez), благосклонно относитс я к перспективе перехода на евро.

Возможно, така я позици я каким-то образом стала результатом поддержки Соединенными Штатами переворота, направленного на свержение действующего президента Венесуэлы.

Венесуэла, Росси я и Китай разнообразили валютные запасы своих центральных банков. Эти действи я сопровождаютс я вескими высказывани я ми, размышлени я ми Японии о выгодности ставок на самые большие в мире банковские запасы (в долларах), разговорами о конце глобальной монополии доллара, об уменьшении всемирного американского господства. «Война - разработанна я американцами стратеги я , направленна я против перехода ОПЕК к евро в качестве расчетной валюты при проведении нефт я ных транзакций.

Контроль над иракской нефтью позволит Соединенным Штатам лишить ОПЕК возможности управлени я ценами на нефть. Эта война не имеет никакого отношени я ни к старому оружию массового поражени я , имеющемус я у Саддама, ни к терроризму. Это будет война за установление мировой валюты дл я нефт я ной отрасли», - достаточно я сно объ я сн я ет в своей статье профессор университета Джона Хопкинса Виль я м Кларк. Что нас ожидает в будущем? Если сегодн я шний кризис в НАТО рассматривать с точки зрени я коммерческого соперничества между Соединенными Штатами и Европейским Союзом, то он воспринимаетс я как логичное следствие. Может ли Европейский Союз иметь свою собственную экономическую и внешнюю политику, когда вс я структура безопасности Европы зависит от доминирующей на планете державы, я вл я ющейс я , кроме всего прочего, и главным коммерческим конкурентом ЕС? Если на этот вопрос мы даем отрицательный ответ, то тогда нам необходимо избавитьс я от НАТО: той НАТО, которую Соединенные Штаты хот я т превратить в стратегический инструмент своего вмешательства в решение глобальных проблем. Иной вопрос, готов ли Европейский Союз и располагает ли он возможност я ми, чтобы вз я ть на себ я ответственность за последстви я введени я евро. Если ответ положительный, то тогда здесь уместно будет привести календарь, который со ссылкой на одного эксперта германского общества внешней политики, опубликовала на своих страницах газета «Die Zeit»: «2004 год - расширение ЕС на восток; 2007 год - прин я тие европейской конституции; 2010 год - общеевропейское участие в работе МВФ, и как следствие этого перевод штаб-квартиры Фонда из Вашингтона в Брюссель; 2012 год - создание общего дл я ЕС места в Совете Безопасности ООН». Неизвестно, готовы ли Соединенные Штаты пересмотреть фундаментальные опоры существующего мирового «пор я дка». Нет ничего более непредсказуемого, чем сверхдержава, лишенна я своего исторического статуса. Мы только что стали свидетел я ми распада СССР, закончившегос я на удивление мирно.

Больше полувека Европа находилась в вассальной зависимости и под попечением других держав: попечение Советского Союза над половиной Восточной Европы окончилось 13 лет назад, попечение США до сих пор еще распростран я етс я на Европу.

Сможет ли освобожденна я и обновленна я Европа действовать в соответствии с требовани я ми времени или просто пересмотрит старый мировой пор я док, дважды приводивший ее в прошлом веке к гибели? Сегодн я шний уровень потреблени я Европой исчерпаемых запасов, которые она отнимает у будущих поколений, и «рыночна я » стоимость этих ресурсов, произошедший в наши дни раскол Атлантического Аль я нса, я вл я ютс я частью старого мирового пор я дка, разрушавшего окружающую среду и лишавшего себ я будущего. Мы стоим на пороге нового мира, и сегодн я шний милитаризм Америки - не более, чем один из многих факторов перехода к нему. И что бы ни происходило, войну доллара против евро сопровождают не только бедстви я , она, кроме того, дает великий шанс таким развивающимс я странам, таким как Китай. Эта борьба даст возможность создани я многопол я рного мира на благо всех людей, которые хот я т жить в более справедливом мире, доказательством чему служат многолюдные манифестации против войны за нефть. В скором времени может оказатьс я , что за пропагандой будущей войны уже нет того блока, объединенного общим мышлением, как это было прежде.

Вполне возможно, что журналисты даже отойдут от своей обычной пропаганды войны и, проникнувшись более достойными иде я ми, будут нас информировать не о том, что желает слышать «истеблишмент», а о том, что происходит в действительности. Или, по крайней мере, руководству я сь своей профессиональной этикой, рассказывать о том, что происходит.

Стремление стран Восточной Европы как можно быстрее «вернутьс я в Европу» Чтобы продемонстрировать свою ло я льность по отношению к ЕС, постсоциалистические страны Восточной Европы сразу после введени я евро стали самым широким образом использовать ее как одну из основных валют.

Например, Центральный банк Чехии сразу же объ я вил, что конвертирует в евро две трети своих валютных резервов.

Впрочем, поскольку дл я вхождени я в еврозону национальна я экономика стран-претендентов должна отличатьс я высокой стабильностью, расширение евро на восток представл я етс я достаточно долгим процессом.

Заинтересованность всех активных участников международных экономических отношений в диверсификации своих валютных активов (по принципу «нельз я класть все я йца в одну корзину»). Использование доллара как валюты-монополиста привело к тому, что экономика многих стран мира попадала в зависимость от развити я экономики США. Дл я снижени я потерь от возможных колебаний курса доллара многие страны начали использовать евро как альтернативную валюту.

Например, валютные резервы Центрального банка России уже в 1999 состо я ли, по оценкам экспертов, примерно на 2/3 из долларов и на 1/3 из евро. Можно констатировать, что, несмотр я на все трудности своего развити я , евро в начале 21 века уже стала сильной региональной валютой и постепенно становитс я второй по значению мировой валютой. Росси я и евро Изначально экономика постсоветской России сильно т я готела к американскому доллару.

Доллар США на российском валютном рынке 1990-х находилс я практически вне конкуренции, именно в этой валюте хранили свои сбережени я большинство росси я н.

Однако объем торговли между Россией и Европейским союзом (примерно 35–40% внешнеторгового оборота России) многократно превышает товарооборот между Россией и США (5–7%). Поэтому «долларизаци я » российской экономики отражала не столько реальную взаимосв я зь экономик России и США, сколько авторитет доллара как «рекордсмена» на валютном рынке.

Переход Европы на единую валюту позвол я ет снизить зависимость экономики России от США и укрепить ее св я зи с ЕС. Создание Европейского валютного союза расширило возможности России дл я внешнеторговых операций на европейском рынке.

Благодар я унификации платежной системы в рамках валютного союза, российским компани я м стало выгоднее вести расчеты в евро. Кроме того, рост конкурентности и «прозрачности» сделок на европейском рынке создал российским банкам и корпораци я м более благопри я тные услови я дл я операций с европейскими ценными бумагами и расширило выбор этих бумаг.

Укрепление евро по отношению к доллару привело к тому, что российским бизнесменам становитс я выгоднее заключать контракты со странами ЕС не в привычной американской валюте, а в новой европейской.

Поскольку большинство р я довых росси я н держали свои сбережени я в долларах, то замена национальных валют стран ЕС на единую евровалюту прошла дл я них незамеченной. Их интерес к евро стал заметным только в 2002–2003, когда на фоне стабильного и даже снижающегос я курса доллара курс евро демонстрировал довольно сильный рост.

Частична я замена доллара евровалютой объективно ведет к повышению устойчивости сбережений, которые станов я тс я менее зависимыми от возможных негативных событий в Америке.

Впрочем, за пределами столичных мегаполисов использование евро дл я личных сбережений росси я н даже в 2003 оставалось мизерным.

Однако переход Европы на новую валюту создал дл я России и некоторые трудности. Одна из основных проблем – это необходимость пересчета в евро размера всех российских активов и пассивов в Европе (внешнего долга, контрактных об я зательств, недвижимости, ценных бумаг и т.п.). Помимо того, что это очень трудоемка я работа, особые затруднени я вызывает необходимость пересчета российского внешнего долга.

Международный правовой механизм решени я таких вопросов отсутствует. Втора я серьезна я проблема св я зана с пересчетом в евро внешнеторговых контрактов, зафиксированных в национальных европейских валютах.

Предполагаетс я , что при переходе на евро все остальные услови я старых контрактов – процентные ставки, услови я совершени я и обеспечени я платежа и т.д. – полностью сохран я т силу. Опыт ЕВС может оказатьс я крайне полезным дл я планировани я экономической и валютной интеграции в рамках СНГ. На постсоветском пространстве сложилась ситуаци я , близка я в некоторых отношени я х к западноевропейской: налицо сильна я производственна я интеграци я , развитие которой тормозитс я отсутствием единой валюты и политической сплоченности. ЕВС стал эффективным инструментом создани я «Соединенных Штатов Европы», дав сильный импульс интеграции стран ЕС, причем не только экономической, но и политической.

Странам СНГ такой сплоченности остро не хватает.

Поэтому дл я постсоветских государств (и России в том числе) опыт ЕВС может быть тем эталоном, на который будет равн я тьс я СНГ. Рубль на 10% состоит из евро [6] Центральный банк наконец-то сказал, что понимать под термином «расчет курса рубл я по корзине валют». Как сообщил департамент внешних и общественных св я зей ЦБ, с 1 феврал я 2005 года в качестве операционного ориентира курсовой политики используетс я стоимость «корзины» валют, состо я щей из 0,1 евро и $0,9. То есть, определ я я курс рубл я ежедневно, ЦБ будет на 90% ориентироватьс я на курс рубл я к доллару и на 10% – к евро. По за я влению ЦБ, 'переход к использованию бивалютного операционного ориентира направлен на снижение внутридневной волатильности курса рубл я к значимым дл я Российской Федерации иностранным валютам'. По-русски говор я , в Центробанке опасаютс я резкого снижени я курса доллара по отношению к евро в ближайшем будущем и хот я т подстраховать курс рубл я – частичным пересчетом его через стабильный евро. 'Формирование курса рубль/доллар США в течение дн я будет носить более свободный характер: ограничение внутридневных колебаний курса доллара США к рублю (по сделкам на ММВБ со сроком расчетов на следующий рабочий день после заключени я ) будет осуществл я тьс я Банком России исход я из границ колебани я стоимости бивалютной 'корзины', – говоритс я в сообщении ЦБ. 'Оглашение Центробанком состава корзины валют ничего принципиально не помен я ет на рынке, – за я вил начальник отдела дилинга Международного промышленного банка Александр Разумный. – Участники торгов уже давно привыкли учитывать котировки евро при расчете курса рубль/доллар'. Начальник отдела межбанковских операций банка 'Зенит' Александр Карпов сообщил, что 'на данный момент лично я не могу похвастатьс я тем, что четко понимаю, что именно имел в виду ЦБ, объ я вл я я реальное соотношение валют в корзине. На первый взгл я д, это подразумевает уменьшение зависимости курса рубль/доллар от курса евро/доллар, но не далее как сегодн я , уже после этого за я влени я , ЦБ, похоже, покупал доллары по 27,96 руб., не допустив дальнейшего падени я курса доллара. Я думаю, что дл я того, чтобы пон я ть логику процесса, нам придетс я какое-то врем я копить практический опыт'. Александр Разумный отмечает, что дилеры ЦБ, скорее всего, уже сейчас используют программу, автоматически в реальном времени определ я ющую курсовой коридор дл я выставлени я лотов на покупку и продажу доллара и евро исход я из соотношени я доллар/евро на мировых рынках и других параметров, св я занных с политикой ЦБ. Но не всегда бивалютна я корзина будет рассчитыватьс я в соотношении 0,9 к 0,1. ЦБ планомерно наращивает долю евро в золотовалютных резервах. По различным оценкам, дол я евро в ЗВР уже колеблетс я от 10 до 40%. 'Последующее увеличение доли евро в составе бивалютной 'корзины' до соответствующего задачам курсовой политики уровн я будет осуществл я тьс я Банком России постепенно – по мере адаптации участников внутреннего валютного рынка к работе в новых услови я х', – отмечаетс я в за я влении ЦБ. 'Что касаетс я доли евро в корзине валют и в резервах ЦБ, то она, безусловно, будет увеличиватьс я до уровн я евровалюты в торговом балансе России', – полагает Александр Разумный. То есть с ростом числа контрактов, заключенных в европейской валюте, от продажи за рубеж, в первую очередь, нефти, евро будет постепенно вытесн я ть доллар из закромов Банка России. Как подчеркиваетс я в сообщении ЦБ, в 2005 году Банк России продолжает совершенствование механизмов реализации курсовой политики в услови я х режима управл я емого плавающего валютного курса.

Основной задачей курсовой политики Банка России остаетс я защита и обеспечение устойчивости рубл я путем сглаживани я резких колебаний его валютного курса, не обусловленных наличием устойчивых экономических тенденций. Это означает, что, пока слабый доллар будет выгоден экономике США как источник внутреннего инвестиционного ресурса дл я промышленности [7] , ЦБ будут придерживатьс я в своей политике ориентации на курс евро.

Возможно, это скажетс я и на процентном отношении валют в 'корзине'. Правда, неизвестно, как долго Европа будет терпеть переизбыток своих товаров на складах вследствие падени я спроса на них. Ведь курс евро тоже можно уронить – как искусственными методами, так и естественными пут я ми. И тогда ЦБ станет спешно переводить свои активы назад – из евро в доллар.

Заключение Экономический и валютный союз западноевропейских государств и их едина я валюта имеют под собой солидный фундамент. На долю стран—участниц ЭВС, где живет 5% населени я Земли, приходитс я 15% мирового валового внутреннего продукта (США — 20,2%, Япони я — 7,7%) и 19,5% мирового экспорта (США — 14,8%, Япони я — 9,7%). С переходом на евро в Европе создан единый финансовый рынок, по своим масштабам сопоставимый с крупнейшим мировым финансовым рынком – американским.

Введение единой европейской валюты создало мощные предпосылки дл я его развити я и углублени я , улучшени я инфраструктуры и приближени я его характеристик к параметрам североамериканского. Кроме того, использовани я евро усилило необходимость структурных изменений на финансовых рынках. Во-первых, в результате исчезновени я валютного компонента существенно возрастает значение других факторов ценообразовани я на финансовом рынке — в частности, кредитного рейтинга эмитента, ликвидности ценных бумаг, механизма расчетов, юридических и других рисков. Общим результатом увеличени я роли этих факторов я вилось сближение условий выпуска ценных бумаг эмитентами стран еврозоны, повышение степени открытости национальных рынков и, как следствие, усиление конкуренции между ними. Во-вторых, по я вление единой валюты привело к значительным изменени я м правил, регулирующих работу европейских финансовых рынков и, вследствие этого, к повышению роли институциональных инвесторов. В-третьих, немаловажным следствием введени я евро я вл я етс я изменение принципов формировани я портфелей финансовых инструментов. На смену валютной диверсификации в управлении частными инвестиционными портфел я ми приходит распределение инструментов по сегментам рынка (инструменты рефинансировани я , государственные облигации, акции частных компаний). Происходит интенсивное сращивание европейских и международных рынков: менеджеры из стран зоны евро про я вл я ют все больший интерес к работе с иностранными ценными бумагами, а операторы из стран, не вход я щих в эту зону, — к пополнению своих портфелей за счет европейских ценных бумаг. В-четвертых, введение евро привело к существенным изменени я м на рынке деривативов (фьючерсов, опционов, свопов). В основе этих инструментов лежит широкий круг финансовых активов и показателей: курсы валют, процентные ставки, акции, биржевые индексы и другие.

Поэтому вопросы перехода к евро дл я этих производных инструментов отражают проблемы тех рынков, на которых они обращаютс я . С введением евро в обороте по я вились фьючерсы и опционы, выраженные в новой валюте, которые обращаютс я нар я ду с опционами в национальных валютах, но постепенно замен я ют их. То же самое относитс я к рынкам форвардных валютных контрактов и к рынкам валютных свопов. В-п я тых, введение единой европейской валюты создало стимулы дл я ускорени я концентрации европейских бирж. По-видимому, общий вектор этого процесса будет направлен на создание единой электронной биржи с автоматической торговой системой. В этом случае национальные биржи могут уцелеть, лишь специализиру я сь на работе с ценными бумагами компаний с низкой капитализацией. Тем не менее рост объемов международных инвестиций на европейском рынке акций будет, по-видимому, существенно отставать от увеличени я инвестиций на рынке государственных облигаций, основным результатом чего станет более низка я рыночна я капитализаци я западноевропейского бизнеса по сравнению с американскими корпораци я ми. В целом глубока я перестройка структуры финансовых рынков Европы неизбежно будет способствовать их гармонизации и постепенному движению в сторону стандартов финансового рынка США, которые на сегодн я шний момент я вл я ютс я своеобразным эталоном. Это обсто я тельство ускорит процесс преодолени я экономических проблем, накопившихс я в европейских странах, поскольку последние частично лишатс я защиты, обеспечиваемой узкими границами национальных финансовых рынков, в силу чего будут вынуждены повышать свою конкурентоспособность.

Главна я слабость евро как валюты состоит в том, что за ним стоит не единое суверенное государство с четко определенными интересами и политическими цел я ми, а конгломерат различных государств.

Созданные ими наднациональные органы располагают широкими, но все же ограниченными, делегированными полномочи я ми.

Вместе с тем успешное функционирование финансового рынка ЭВС в течение 1999—2005 гг. нар я ду с совершенствованием его качественной структуры и расширением объема проводимых на нем операций позвол я ет наде я тьс я на усиление в ближайшем будущем его роли в мировой валютно-финансовой системе, а также на придание дополнительного импульса развитию экономики европейских стран.

оценка недвижимости в Твери
оценка комнаты в коммунальной квартире в Орле
центр оценки собственности в Брянске

НАШИ КОНТАКТЫ

Адрес

40 офисов и вся Россия

НОМЕР ТЕЛЕФОНА

8-800-766-16-81

График

24 часа, без выходных

Email

zakaz@​​gordiplom.ru

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

ДОСТУПНО 24 ЧАСА В ДЕНЬ!
Thank you! Your message has been sent.
Unable to send your message. Please fix errors then try again.