gordiplom.ru

Рефераты, дипломные работы и прочие учебные работы.

Финансовые учреждения Российской империи в XVII – XIX веке

Финансовые учреждения Российской империи в XVII – XIX веке

Существовало два источника пополнение казны – это выплата двойного оклада и усиление эксплуатации монетной ре галии.

Развитие торговли требовало упрочнение кредита. При этом недостаток капитала обусловливал и высокую стоимость кредита.

Особенно началась развиваться банковская система. Также решался вопрос о защите русской промышленности от иностранных конкурентов. ГЛАВА 1 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА 17 – 19 ВВ. 1.1 Петр I Царствование Петра Великого завершает период формирования абсолютизма в России.

Становление характерной для российского варианта абсолютной мо нархии системы социальных отношений, в том числе финансовых, было продиктовано прежде всего логикой общегосударственных интересов, связанных с борьбой за безопасность страны и выход к мировым морским торго вым путям.

Несмотря на множество унаследованных от сред невековья черт, организация финансового хозяйства России позволила ей выдержать во второй половине XVII столетия напряжение войн с Польшей и Крымом и накопить потенциал экономического роста. Хозяйственный подъем и развитие внутренней торговли от разились на государственных доходах. С 1680 по 1701 год объем поступлений в казну удвоился, достигнув почти 3 млн. руб.

Главными статьями их увеличения ста ли доходы от таможенных и кабацких сборов, а также чеканки монеты.

Однако в начале XVIII столетия экономический рост существенно замедлился.

Главная причина тому — бре мя повинностей, обрушившееся на все сословия, и прежде всего на тяглое, с началом Северной войны.

России противостояло сильнейшее в военном отноше нии государство Европы — Швеция.

Требовалось обес печить необходимый для ведения войны объем поступлений в казну в условиях крайнего напряжения всех сил государства.

Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой задачи была очевидна.

Поэтому усиленная эксплуатация привычных способов увели чения доходов с самого начала активной государственной деятельности Петра соединялась с попытками по-новому организовать финансовое хозяйство страны. В этих попытках он руководствовался не только чисто фискальными интересами. Одной из важнейших целей своей деятельности Петр уже в молодые годы считал приведение подданных 'в лучшее и благополучнейшее состояние'. Позже, в 1713 году Петр сформулировал задачи финансового управления следующим образом: 'всякие сборы, всякие покупки и продажи и подряды чинить ... с великим радетельным осмотрением , без всяких лукавых вымыслов и беспосульно , ища госу дарственной прибыли без тягости народной'. Крайняя нужда неоднократно заставляла Петра про водить меры, этому принципу противоречащие. Тем не менее не следует забывать, что в конечном итоге Петру удалось реорганизовать вооруженные силы, со здать мощную в военном и политическом отношении державу, выиграть войну с сильнейшим в Европе про тивником, не прибегая к значительным заимствованиям и не затормозив существенно хозяйственного разви тия страны.

Первое средство повышения государственного бла госостояния Петр видел в развитии торговли. В 1699 году, еще до начала шведской войны, в Москве была учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша.

Выборные бурмистры ведали торговых и посадских людей 'во всяких их расправных и челобитчиковых и купецких делах и в сборах государственных доходов'. В провинциальных городах 'посадским и всяких чи нов купецким ... промышленным и уездным людям' было предложено 'буде они похотят' ввести анало гичный порядок самоуправления с подчинением мир ских выборных людей Ратуше.

Условием перехода к новому порядку и освобождению от воеводских и при казных 'обид и налогов, поборов и взяток' ставилась выплата двойного оклада.

Только небольшая часть го родов высказала готовность к самоуправлению на та ких условиях.

Пришлось вводить самоуправление в обя зательном порядке, отказавшись от попытки получить от этой меры дополнительный доход.

Последнее дока зывает, что правительством руководила не только забота об увеличении поступлений, но и стремление усовершенствовать организацию торгового и промышленно го сословия как служебного 'чина', специальный пред мет службы которого состоит в умножении казенного дохода. В этом отношении правительство Петра продолжило политику своих предшественников.

Бурмист ры, имея более широкое поле деятельности, должны были играть ту же роль, что и 'верные головы' пред шествующего времени — роль финансовых агентов пра вительства, хорошо знающих дело и к тому же выдви нутых самими плательщиками. В Ратушу поступали все собранные в городах доходы, в первую очередь таможенные и кабацкие сборы, а также оброчные, стрелец кие деньги, пошлины с дел.

Однако значительная часть собранных средств по-прежнему исчезала в лабиринтах московских приказов и тратилась на далеко не первоочередные нужды. Хотя в первые годы царствования Петра правительством были ликвидированы явно отжившие свой век област ные финансовые приказы — Чети, количество прика зов не уменьшилось. По-прежнему каждое новое дело вызывало появление особенного приказа.

Другой источник пополнения казны правительство Петра видело в усиленной эксплуатации монетной ре галии.

Расширение торгового оборота требовало допол нительного количества средств обращения.

Недостаток монеты не покрывался даже дополнительным ее вы пуском. С 1681 г. в России чеканилась серебряная коп ейка вновь пониженного (теперь на 1/6 часть) веса. В 1696-97 гг , выпуск этой монеты вырос в два раза по сравнению с 1681-82 гг.

Используя ситуацию, прави тельство осуществило переход к новой денежной сис теме, сопровождаемый дальнейшим снижением веса серебряной копейки. С 1698 г. он стал равен 1/100 веса талера, т.е. был снижен еще на 43%. Серебряная копейка была практически единственной монетой, обслу живающей хозяйственный оборот. 'Для всенародной пользы и для общей прибыли ко всякому торгу' был начат в 1700 г. выпуск медных денег.

Медная мелкая разменная монета (денежки и по лушки) должна была стать необходимым дополнением монете серебряной.

Вместе с тем печальная память о 'медных деньгах' царя Алексея Михайловича побуждала правительство к особенной осторожности. В пер вые годы Северной войны объемы чеканки медной монеты были незначительными.

Потребности увеличения доходов казны покрыва лись за счет усиленной чеканки серебряной монеты. За 1700-1704 гг. ее было выпущено более чем на 13 млн. руб. (для сравнения: за все остальные годы с 1698 по 1724 год серебра было начеканено на 15,6 млн. руб.). Главным источником выпуска был передел старых, изымаемых из обращения серебряных монет.

Доходы от чеканки монеты поступали в приказ Большой каз ны. Эти доходы, также как и собиравшиеся Ратушей, как правило использовались на военные надобности. С учреждением Ближней канцелярии, в которую все приказы и Ратуша обязаны были ежемесячно и еже годно представлять отчеты о всяких окладных и неок ладных приходах и расходах, роспись государственных доходов и расходов стала составляться каждый год. Со гласно этой росписи уже в 1701 г. расходы на воинс кие нужды превысили 2/3 всех расходов.

Однако возможности покрытия увеличивающихся расходов доходами от чеканки серебряной монеты ока зались быстро исчерпанными.

Лучшие (выпущенные до 1698 г.) деньги стали изыматься из обращения, уве личился их отток за границу.

Доходы от выпуска се ребряной монеты, достигнув максимума в 1700-1704 гг., в последующие годы резко сократились. В 1701 г. превышение государственных доходов над расходами составило полмиллиона рублей или около 20 % всех расходов.

Однако в дальнейшем размеры пе реходящего на следующий год остатка средств быстро сократились.

Очевидным свидетельством ослабления под атной способности плательщиков стало падение тем пов роста таможенных и кабацких сборов.

Растущий недостаток средств вынудил правитель ство прибегнуть к испытанным способам увеличения пос туплений: повышению окладов действующих сборов и установлению сборов новых, усиленной эксплуатации оброчных статей, монополизации торговли.

Драгунс кие, рекрутские, корабельные и некоторые другие сборы быстро стали ' повсягодными '. По мере надобности производились 'запросные' сборы: на провиант, фу раж, городовое строение.

Некоторые обязательные на туральные поставки были заменены денежными сборами. В частности, на деньги был переведен 'стре лецкий хлеб'. Особую активность в измышлений новых сборов де монстрировали прибыльщики , обязанность которых в том и состояла, чтобы 'сидеть и чинить государю при были'. Первый из прибыльщиков , дворовый человек князя Шереметьева Андрей Курбатов, измысливший гербовый сбор с ' орленой бумаги' для подачи проше ний, стал обер-инспектором Ратушного правления, а впоследствии Архангельским вице-губернатором. Умер он, находясь под судом за растрату. 'Трудами' прибыльщиков было умножено число всевозможных мел ких сборов, таких как хомутейный , шапочный, сапожный, пчельный, трубный, с ледоколу и водопою и тому подобных. В 1724 г., последнем году царствова ния Петра, в приходе государства насчитывалось свы ше 70 мелких доходных статей.

Знаменитый сбор 'с неуказных платья и бород' принес в том году ни мно го ни мало 1196 руб. Тогда же часть этих сборов Петр самолично упразднил, признав, очевидно, их полную несостоятельность. С 1704 г. в государственную монополию были об ращены продажа соли и табака.

Торговля солью давала казне 100 % прибыли.

Однако следствием стало вздо рожание этого продукта. 'Многие без соли едят и оцын жают и умирают', — отмечал известный публицист петровского времени Иван Посошков. Казна монополизировала также торговлю юфтью, пенькой, дегтем, щетиной, икрой и многими другими товарами.

Прибыль от этой торговли поступала в доход государства. Купцы, непосредственно производившие торговые операции, получали только комиссионные.

Впрочем, Петр не был последовательным сторон ником огосударствления торговли. В 1719 г. все това ры, прежде взятые в казну, были предоставлены во льной торговле.

Казенным товарам велено было быть только двум — поташу и смольчугу (в целях сбереже ния лесов). В поисках доходов не прошло правительство Петра мимо винокурения и торговли питиями. В 1705 г. были введены ' поведерная ' и ' новоуравнительная ' пошли ны.

Последняя взималась при перепродаже вина (а так же других товаров). Но ежегодные размеры кабацкого сбора увеличились лишь на 100 – 150 тыс. руб. в обесце нивающейся монете. В ряду мер, направленных на умножение доходов казны, стояло и восстановление, упраздненного при царе Федоре, Монастырского приказа. Он должен был собирать доходы с монастырских вотчин. Из них мо нахам без различия сана давалось по 10 рублей денег и по 10 четвертей хлеба на год. Казне оставалось от 100 до 200 тыс. руб.

Наконец, с 1705 года резко увеличиваются объемы выпуска медной монеты (в 1705 – 1707 гг. — более чем в 10 раз по сравнению с предшествовавшим трехлети ем). Товарное обращение реагировало на поступление менее качественной монеты постепенным увеличением цен. Число и тяжесть денежных сборов росли одновре менно с умножением повинностей по поставке рекрут, кормов, людей для всевозможных работ и чрезвычай ных надобностей.

Ежегодно тысячи рублей собирались на постройку Петербурга, а тысячи людей должны были работать на этом строительстве.

Увеличившийся объем повинностей крайне нерав номерно ложился на население. В ближайших к театру военных действий северных и центральных районах де нежные платежи, собиравшиеся с крестьянского дво ра, выросли в 1,5 – 2 раза. В южных и восточных районах, наоборот, увеличение населения и количества кресть янских дворов опережало рост податных окладов.

Возвышение повинностей было главной причиной бегства крестьян и посадских людей, многочисленных восстаний. В 1707 г., по мнению очевидца-иностранца, едва не вспыхнул бунт в Москве, 'озлобленной безмерным возвышением налогов'. Но, несмотря на отягощение плательщиков, казав шееся кое-где предельным, прирост государственных до ходов далеко не соответствовал потребностям военного времени.

Предполагавшееся по смете 1710 г., следую щего за годом Полтавской победы, полумиллионное превышение расходов над доходами покрывать было уже нечем.

Ресурсы казны были исчерпаны. К госу дарственному кредиту, который широко использовали западноевропейские страны для покрытия своих воен ных расходов и в XVII столетии, и в более позднее время, России было прибегнуть не так просто. Зная бедственное положение казны, иностранные и русские купцы не рисковали ссужать ей деньги. Да и свободных капиталов в стране было немного.

Принудитель ному займу или традиционной для XVII столетия 'пятине' Петр, возможно опасаясь разорить вконец торговое сословие, предпочел дополнительный подвор ный сбор. Но главный путь выхода из денежных затруднений он в это время видел в реорганизации управления фи нансовым хозяйством.

Контуры нового построения администрации и фи нансового управления формировались в течение нескольких лет. В 1708 г. учреждено было 8 губерний (через несколько лет их число увеличилось до 11). Од ной из обязанностей губернаторов был сбор и достав ка денежных средств.

Главной целью реформы и было распределение военных и прочих расходов по губерниям, 'чтобы всякий знал, откуда определенное число получать мог'. Практика обращения местных средств на содержание пропорционального им количества войск применялась широко еще в период Тридцатилетней во йны.

Систему территориального содержания войск ис пользовала и Швеция Карла XII . Петр в данном случае следовал доказавшим свою пригодность образцам. С 1712 г. на каждую губернию была положена опре деленная часть военных расходов. С 1715 г. губернии дели лись на доли по 5536 дворов или около того, 'как удобнее по расстоянию места'. В соответствии с количеством долей производилась разверстка по губерниям государствен ных повинностей.

Управителем каждой доли (кроме дел городского управления) назначался особый ландрат . С ландратов , высылавших меньше предусмотренного окла дом, жалование взыскивалось обратно.

Ратуша не смогла обеспечить требуемого увеличения доходов и была упразднена. В 1711 г. 'ради умножения торгов' позволено было торговать, кроме 'купецких' людей, людям всяких чинов.

Последнее решение не было случайным.

Тяжесть государственных повиннос тей, разорение и бегство посадских людей, а также выход посадских людей в служилое сословие привели к уменьшению численности тяглого населения посада.

Правительство нуждалось в новых плательщиках. Спус тя три года вышел указ о взятии в посад и поселении в слободах всяких чинов людей, которые ведут торг. Ис ключение было сделано только для крестьян, торгующих хлебом собственного производства. На созданный в 1711 г.

Правительствующий Сенат были возложены задачи высшего распоряжения и над зора за управлением, в первую очередь финансовым. На чальные строки наказа царя Сенату гласили: ' Смотреть во всем государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны...'. Тем же указом было определено 'учинить фиска лов во всяких делах'. Во главе их стоял выбираемый Сенатом обер-фискал , в задачу которого входило 'над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, а также в сборе казны и прочего'. До носительство было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней.

Однако проведенные реформы существенно состо яния казны не улучшили.

Быстро выяснилось, что полноту и своевременность денежных сборов губернское управление обеспечивает не лучше, чем приказное.

Губернские и уездные чины не уступали московским дьякам и подъячим и в отношении мздоимства. Заме на с 1714 г. поместных окладов денежным и хлебным жалованием ситуацию изменила мало, хотя к прянику (в виде жалованья) немедленно был присовокуплен и кнут в виде специального указа о наказании за взятки.

Многочисленность указов, посвященных последне му предмету, лучше всего свидетельствует об их малой эффективности. Хотя предусматриваемые наказания мягкостью не отличались. Так, указ 21 мая 1720 г. объ яснял всем заинтересованным лицам, что преступле ние суть 'все то, что вред и убыток государству приключити может', 'а кто дерзнет сие учинить: то весьма жестоко на теле наказан, всего имения лишен, шельмован и из числа добрых людей извержен, или и смертью казнен будет'. Дабы 'неведением никто не отговаривался', велено было 'всем у дел будучим , к сему указу приложить руки'. Однако и с изданием этого указа Петр не счел вопрос закрытым. Через несколько месяцев последовал новый указ 'О рачительном сборе податей и наказании взятки', суливший преступни кам некоторое разнообразие: смертную казнь или веч ную ссылку на галеру, вырезание ноздрей и лишение всего имения.

Грозные указы не оставались на бумаге. Петли не избежал даже сибирский губернатор князь Матвей Гагарин. Не привело к качественному обновлению слоя ад министраторов и настойчивое утверждение Петром принципа личной выслуги, закрепленное 'Табелью о рангах'. Не помог и пример царя, как известно весьма скромного в личных тратах. За годы его царствования расходы на содержание двора в реальном выражении даже снизились. Резко снизилась и доля этих затрат в общих расходах казны: с 19 до 4,6 %. Положение осложнялось двусмысленностью ситуа ции: недостаток средств на выплату жалования подчас вынуждал передавать в ведение чиновников приносящие барыш дела, 'для вознаграждения', как гласил соответствующий указ, — 'подьячих доходами с оных вместо прибавочного жалованья'. Уже после смерти Петра в интересах экономии было принято решение о сокращении жалования.

Причем указано было: 'в тех приказах, где до 1700 года жалования не давано а до вольствовались от дел, тем и ныне быть без жалования по-прежнему'. Ближайший сподвижник Петра Мень шиков так рассуждал о сем предмете: 'Канцелярским служителям, по мнению моему, жалованья давать не надлежит, а позволять брать акциденции от дел про тив прежнего ... понеже всякий за акциденцию будет неленостно трудиться'. Сам Александр Данилович, ' неленостно трудясь', неоднократно был уличаем в раз нообразных и не совсем приличествующих сану госу дарственного мужа 'акциденциях'. Малоуспешная борьба с казнокрадством велась в обстановке хронического дефицита средств на самые неотложные нужды.

Согласно новому устройству финансового хозяйст ва собранные средства должны были прямо направляться к месту своего использования.

Общегосударственная роспись доходов и расходов отсутствовала.

Составлять ее было некому и незачем. О том, что получалось при таком порядке свидетельствует письмо сенатора графа П.М.Апраксина кабинет-секретарю А.В.Макарову: 'Истинно во всех делах как слепые бродим и не знаем, что делать, стали везде великие расстрой, а где прибег нуть и впредь что делать не знаем, денег ниоткуда не возят, дела почитай все становятся'. Нехватка денег тормозила исполнение важнейших предприятий: собранные рекруты от бескормицы умирали и разбегались, солдаты, не получая жалования, принимались за грабежи, флот из-за недостатка при пасов не мог выйти в море.

Правительство вынуждено было умножать чрезвы чайные сборы, измышлять новые мелкие доходные статьи. Даже в Прутском походе, за несколько дней до встречи с превосходящими силами турок Петр писал в Сенат о векселях, смоле, соли. На год могло приходиться несколько чрезвычайных сборов 'на провиант и всякие морские припасы', 'на делание каналов' и тому подобные надобности. До ставлять деньги надлежало 'с поспешанием '. Большин ство этих многочисленных указов заключала фраза о сборе 'с купецких людей с оклада десятой деньги' (т.е. 5 копеек с рубля обыкновенного податного оклада). Поскольку возможности уменьшения веса копейки и перечеканки старой серебряной монеты были исчер паны, пришлось официально понизить пробу мелких серебряных монет. С 1718 г. по новой пробе стали чеканиться и рубли. Но значительного дохода эта мера принести не могла. Не имея новых доходных источников, Петр решил резко увеличить объемы чеканки медной монеты. За 5 лет, с 1711 по 1716 год было выпущено медяков на 1,5 млн. руб. По стоимости это более половины медной монеты, начеканенной за все годы царствования Пет ра. В последующие годы объемы чеканки были сокра щены главным образом из-за нехватки сырья.

Поэтому вес медной монеты был резко уменьшен. С 1718 г. из пуда меди вместо 20 руб. стало чеканиться 40 руб. мел кой разменной монеты — полушек.

Наплыв медных денег вконец расстроил денежное обращение.

Широкое распространение получила фальшивая монета. В 1722 г. Петр велел прекратить чекан ку медных денежек и копеек и подумывал об изъятии их из обращения. Но ввиду ожидаемого при этой операции убытка, а главное отсутствия альтернативных доходных источников, мысль была оставлена. Более того, со следующего года был начат выпуск пятаков той же сорокарублевой монетной стопы. (Операцию по изъятию пятаков, выпущенных при Петре и его бли жайших преемниках, удалось провести лишь правитель ству Елизаветы Петровны). В конечном итоге за годы царствования Петра мо нетная регалия дала казне около десятой части доходных поступлений. Но в результате перехода к использова нию в хозяйственном обороте низкокачественной се ребряной и медной монеты цены увеличились в два и более раза.

Последнее сделало иллюзорным двукрат ный рост доходов казны (с 3 млн. руб. в начале столе тия до 6 млн.руб. в 1720-1723 гг.). Уже в 1715 г. Петр решил воссоздать центральные учреждения опять-таки по шведскому образцу. Подго товка заняла три года.

Указом 12 декабря 1718 г. было образовано 9 коллегий. В их числе: Камер-коллегия, ведавшая денежными доходами государства, Ревизи он-коллегия , на которую был возложен счет и рассмот рение обоснованности всех государственных приходов и расходов, Штатс-контор , ведавшая расходами. Пос ледняя должна была ежегодно представлять ' на од ном листе генеральный экстракт', где 'на одной стра нице все доходы кратко означены ... а на другой странице листа все расходы ... також вкратце объявле ны быть имеют'. Денежное дело вошло в компетенцию Берг-колле гии, управлявшей горнозаводской промышленностью.

Однако механизм совместной работы коллегий не был ясно определен, что приводило к многочисленным неувязкам.

Финансовые вопросы были предме том ведения также ряда других коллегий и канцелярий. 'Обычное представление о централизации финансового управления в результате реформ Петра I не совсем со ответствует действительности', — отмечает современ ный исследователь вопроса (С.М.Троицкий). Взгляды Петра на цели и методы ведения финан сового хозяйства страны как самостоятельно вырабо танные, так и заимствованные из иноземных источников наиболее полно представлены в Регламенте Камер-коллегии. 'Никакого государства в свете нет, которое б наложенную тягость снесть не могло, еже ли правда, равенство и по достоинству в податях и расходах осмотрено будет,' — считал Петр. Чтобы этот оптимистический взгляд самодержца нашел себе подтверждение в России, Камер-коллегия должне была смотреть, 'чтоб меж великими и нижними убо гими и богатыми по препорции , надлежащее равен ство во осмотрении иметь, и никто б от надлежащегс более другого уволен, или отягчен не был ...'; а так же 'чтоб на съестные харчи или товары излишнегс не накладывать, дабы пропитание людям от того в до рогую цену не происходило, или коммерции, мануфак туры и мещанские промыслы не умалялись'. Задача Камер-колегии не ограничивались умножением ка зенных доходов. Ей надлежало 'наипаче о том стараться, чтоб как возможно запустелые дворы и земли помалу паки населять ... також земледелие, скотские приплоды и рыбные ловли по возможности умно жать...' Право налагать подати согласно Регламенту имел только Сенат. Камер-коллегии надлежало подавать ему предложения и высказывать свое мнение по соответ ствующим проектам.

Апробация Сената требовалась и для предоставления откупов на сумму свыше 10 тыс. руб.

Губернаторы и воеводы должны были отчитывать ся перед Камер-коллегией по вопросам, составляющим предмет ее ведения. В следующем 1719 г. перемены в центральном уп равлении были дополнены реформами управления мес тного.

Губернии были разделены на провинции, заменившие ландратские доли. Во главе провинций были поставлены воеводы. Им подчинялись земские камериры , ответственные за сбор казенных доходов. В 1720 г. Штатс-контор составила Табель государ ственных расходов. Около 3/4 их приходилось на ар мию и флот.

Главной статьей государственных доходов оставались таможенные и кабацкие сборы.

Взимание прямых податей и особенно чрезвычайных сборов как правило сопровождалось значительной недоимкой про тив оклада. К тому же правительство не имело ясного представле ния о состоянии базы обложения.

Данные проведенной в 1710 г. подворной переписи были неполны и потому в части губерний обложение производилось на основе сведений, относящихся еще к 1678 г. Кроме того, перепись 1710 г. показала значительную убыль количества податных единиц — дворов. По сравнению с 1678 г. их число сократилось почти на 1/5 часть от общего количества. После 1710 г. ситуация не улучши лась.

Объяснить убыль бедствиями военного времени было затруднительно. 'Не все крестьяне на Дон или в Сибирь ушли, а мору слава Богу не было', — замечал Петр. Цифры более позднего происхождения подтвер дили это наблюдение самодержца. С 1678 г. по 1719 г. крестьянское население центральных и северных уез дов, несмотря на колоссальный отток рекрутов и про чих даточных людей, а также беглых, выросло на 12 %. Но ведение самостоятельного хозяйства, вследствие падающих на такое хозяйство повинностей, для кресть янина становилось слишком большой роскошью. Таким образом, в условиях полного исчерпания всех привычных способов увеличения доходов, требовались меры, способные поставить государственные финансы на иное, более прочное основание. Одной из таких мер стала еще одна реорганизация торгово-промышленного сословия и городского устройст ва, проведенная в начале 20-х годов, дабы 'всероссий ского купечества рассыпанную храмину паки собрать'. Созданный на сей раз в Петербурге, подчиненный Се нату, Главный магистрат должен был ведать магистратами, создаваемыми в городах. Новое устройство го родов укрепило сословную организацию 'купецкого чина' и преобладающее влияние 'первостатейных' граждан на городские дела.

Затратив много денег и народного труда на обус тройство внутренних водных путей и морских ворот в страну, организовав купечество как государственную корпорацию и не забывая изымать в казну немалую часть его доходов, Петр имел все основания рьяно за щищать экономические интересы торгово-промышлен ного сословия. Более того, потребность армии и флота в железе, меди, сукне, ружьях, парусине и прочем за ставляла Петра расходовать средства на создание заво дов и мануфактур (их при Петре было основано более 200). Впрочем и здесь скуповатый на казенную копей ку самодержец остался верен себе. Общий размер де нежных ссуд, предоставленных казной фабрикантам, за время правления Петра составил около 100 тыс.руб. Зато за фабрикантами и заводчиками было закреплено право владения крепостными. К созданным заводам и фабрикам были приписаны сотни и тысячи крестьян, что с избытком восполнило нехватку вольнонаемных работников.

Принятый в 1724 г.

Таможенный тариф, жестко за щищал российскую промышленность от иностранных конкурентов.

Вместе с тем, тариф открывал дорогу на внутренний рынок товарам, которых в стране не хва тало.

Способ достижения этого результата был рацио нален и прост: пошлина с цены ввозимых товаров устанавливалась в соответствии с долей собственного производства в общем потреблении соответствующих продуктов. Так, парусина облагалась по ставке 75 % от цены, голландское полотно и бархат — по ставке 50%, шерстяные ткани, писчая бумага — 25 % и так далее. Но главный способ упрочения государственных финансов был открыт на пути кардинального рефор мирования прямого обложения — введения подушной подати. 'Подушина' не была личным изобретением Петра. Он мог заимствовать идею из Франции, где подушный налог был одним из главных доходных источников казенных доходов.

Вопрос о введении 'поголовщины' обсуждался в Москве еще в правление царевны Со фьи. В ноябре 1718 г. указано было, 'чтоб правдивые принесли, сколько у кого в которой деревне душ муж ска пола.' Но до назначенного годичного срока пере пись не была завершена.

Пожалуй, ни одна реформа Петра не проводилась в жизнь так медленно, при столь массовом явном и тайном сопротивлении. Даже такой поклонник Петра, как Посошков подверг сомнению основания реформы. 'Душа вещь неосязаемая и умом непостижимая и цены не имеющая: надлежит ценить вещи грунтованные', — писал он.

Впрочем, подобные соображения вряд ли волнова ли многих. И люди 'подлого звания', и 'благородное шляхетство' хорошо понимали, что собственно 'души' и вообще метафизика здесь совершенно ни при чем. Дело было в другом. 'Самодержец всея Руси' реши тельно двинулся в поход за неучтенными рабочими ру ками своих подданных, к тому же пригодными для сабли и мушкета. А в том, что найденное будет немед ленно изъято и поставлено на службу казенному инте ресу, а частью пойдет на прокорм многочисленным подъячим , после двух с половиной десятилетий прав ления Петра сомневаться не приходилось.

Перепись населения и введение 'подушины' стали последним актом борьбы Петра за мобилизацию наро дного труда и народных денег в интересах государствен ного строительства, завершением, начатой еще при Алексее Михайловиче, реорганизации общества на слу жебно-корпоративных началах. Уже введение во вто рой половине XVII столетия 'дворового числа' было продиктовано стремлением правительства положить 'тягло' на максимальный контингент потенциальных плательщиков и поставить преграду их попыткам вы йти из состава тяглецов.

Однако достигнуть этого было весьма затруднительно, пока сохранялись многочис ленные, оставшиеся от средневековья, податные 'ниши', в которых при желании мог скрыться пла тельщик: жильцы многочисленных дворцовых слобод, церковный причт, монашествующие, всевозможные во льные и дворовые люди.

Устремления правительства сталкивались и с интересами помещиков, которые, по лучив исключительное право использовать труд при крепленных к земле крестьян, проявляли все меньше желания разделить доходы от этого использования с казной. В попытках изобрести способы утайки рабочих 'душ' от государства помещики, крестьяне и 'всяких чинов люди' проявили редкое единство.

Несмотря на посулы 'правдивым', 'кто что утаит, то отдано будет тому, кто объявит о том', угрозы 'разорения' и смер тной казни, души переписывались 'с великой утай кой'. Посланные в 1722 г. 'для раскладки войска на землю' генералы и полковники обнаружили, что до половины наличных душ в перепись не попало. Поэ тому, удивительно не то, что для подготовительной ра боты к введению подушной подати потребовалось около 6 лет, а то, что эта работа была все-таки завершена. В конечном итоге в состав податного сословия во шло множество мелких социальных групп: однодворцы, ' ясашные и сибирские пашенные служилые люди', 'коп ейщики' и так далее. Все они вместе с 'черносошными' крестьянами перешли в разряд крестьян государ ственных, лично свободных. Но главную прибавку к численности податного сословия дало включение в состав крепостных тяглецов холопов. В 'тягло' были пос тавлены и многочисленные 'захребетники' — крестьяне, не имевшие самостоятельного хозяйства, которые жили в одном дворе с крестьянином-хозяином.

Помимо 'тягла', всеобщей для податного сословия сделалась воинская повинность в виде регулярно пов торяющихся рекрутских наборов. Как и рекрутский набор, сбор подушной подати был возложен на особых комиссаров, выбираемых местным дворянством. И введение 'подушины' и способ ее сбора опреде лялись главной целью — необходимостью содержать армию.

Шведская система территориального содержания войска, как отмечалось выше, в значительной сте пени служила образцом при проведении губернской реформы.

Теперь был сделан следующий шаг: каждый полк размещался и переходил 'на содержание' опре деленной территории — 'дистрикта'. Границы послед него определялись его способностью содержать разме щаемый полк.

Собранную подать земский комиссар передавал непосредственно полковым комиссарам этого полка. Сбор подушной подати был полностью отнесен к компетенции военного ведомства. За Камер-коллегией остались таможенные, кабацкие и так называе мые 'канцелярские' сборы.

Прямые подати, кроме под ушной, были упразднены.

Размер подушной подати определялся исходя из пот ребностей содержания войска и данных переписи. Та ким образом величина душевого оклада новой подати была установлена в 74 копейки. Уже при преемнице Петра Екатерине I оклад был уменьшен до 70 копеек.

Взамен владельческих податей государственные крестьяне должны были платить в казну 40 копеек.

Душевая подать с городских тяглых обывателей состав ляла 1 рубль 20 копеек.

Собранные с каждой категории плательщиков сред ства должны были расходоваться строго по целевому назначению.

Семигривенный сбор шел на содержание и продовольствие расквартированных на местах войск.

Четырехгривенный сбор с черносошных крестьян — на содержание гвардии и артиллерии. На. артиллерию расходовались и деньги, собранные с городских обы вателей. Хотя недоимка по сбору 'подушины' в 1724 г. со ставила до 18 % оклада, общий объем поступлений в бюджет государства от подушной подати, других нало гов и пошлин превысил 8 млн. руб. Таким образом, переход к 'душевому' обложению принес казне дополнительно 2 млн.руб. по сравнению с суммами, со биравшимися при помощи упраздненных прямых податей.

Фактический расход на армию, флот, двор и прочие нужды был значительно ниже 7 млн.руб. С уче том переходящего остатка средства казны в 1724 г. пре высили 10 млн.руб., т.е. увеличились на треть по сравнению с 1720-1723 гг.

Государственный долг от сутствовал.

Однако 'тягота на мир' была немалая.

Платежи в казну в среднем на тяглую душу (включая прямые и косвенные налоги) составляли около 1,5 руб. При 4-5-душевом составе крестьянского двора на него приходилось 6-8 рублей казенных податей и сборов. Услов но говоря, хозяин двора должен был каждый год продавать лошадь (по цене 6-8 рублей), чтобы заплатить прямые и косвенные налоги. Кроме того, с кре постного крестьянского двора помещик требовал оброк, размеры которого доходили до 7 и даже 10 рублей. Чрез вычайно обременительной была рекрутская подать. В 1719 г. численность набранных рекрутов составила 3,8 % от всей численности мужского населения. Чтобы ку пить рекрутскую квитанцию — откупиться от солдат чины, необходимо было затратить немалые деньги. А покупка таких квитанций крестьянами была широко распространена. К рекрутской повинности добавлялись строительная, ямская, дорожная и другие. На практике подушная подать обнаружила немало от рицательных черт. При разной платежеспособности крестьянского насе ления в различающихся по своим природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, единый размер податного оклада плательщика означал прямое нарушение самим же Петром сформулированного требования 'меж убогими и богатыми по препорции надлежащее равенство в осмотрении иметь'. Во многих случаях нарушался и другой императив финансовой по литики, который сформулировал в подготовленной для Екатерины записке о состоянии дел в России генерал-прокурор Правительствующего Сената Павел Ивано вич Ягужинский , — 'на подданых положить то, что понести могут'. Община, т.е. наличные трудоспособные работники, до лжны были платить за всех: беглых и больных, стари ков и детей, беглых и умерших. Перед общиной, где это соотношение было наиболее неблагоприятным, осо бенно в сильно пострадавших от тягот военного времени губерниях, вставала угроза полного разорения.

Настоящим бедствием стал способ сбора подати. По указу Петра на помощь комиссарам отряжались воин ские команды. Срок выплаты наступал три раза в год, и каждый раз в деревне должна была появиться такая команда.

Недоимщиков ждали штрафы, плети, острог.

Визиту воинской команды крестьяне предпочитали голодную нужду. 'Мужикам бедным страшен один въезд и приезд офицеров и солдат, комиссаров и прочих ко мандиров, тем страшнее правеж и экзекуции; кресть янских пожитков в платеж податей недостает, и кресть яне не только скот и пожитки продают, но и детей закладывают, а иные и врознь бегут,'— били вслед за Ягужинским тревогу другие 'птенцы гнезда Петрова' — Меньшиков, Остерман, Макаров, Волков, в общем не отличавшиеся милосердием к 'подлому' люду. (Тем не ме нее, экзекуционные команды действовали еще почти 10 лет, до 1736 г.) Причиной недоимок при сборе была не только ' всеконечная крестьянская скудость' и хлебный недород, но и 'непостижные воровства и похищения' прикос новенных к сбору денег лиц.

Вместе с тем, общегосу дарственный механизм раскладки 'подушины' позволял точно определять величину подлежащих сбору в каждом месте сумм, что существенно ограничивало возмож ности безнаказанного присвоения казенных средств.

Введение подушной подати подарило России фе номен 'ревизской души' — души мужского пола, су ществовавшей на момент переписи. Эта душа не была реальной платежеспособной величиной, поскольку включала умерших между ревизиями, а также, как уже отмечалось, увечных, стариков, младенцев, беглых. Эта податная фикция, тем не менее имела конкретное отображение в мире реальном: работника, способного совершать постоянные платежи в казну в установленном законом размере — 7 гривен. Такие платежи мог со вершать только работник, пользующийся определенным хозяйственным имуществом и определенным количес твом земельных угодий. В рамках внутриобщинных от ношений, при раскладке тягла пропорционально воз можностям плательщиков, на работника, не способного в полном объеме вносить платежи, могла приходиться четверть или 'осьмуха' причитающегося с 'ревизской души' податного платежа. В некоторых местах наименования этих делений соответствовали установленным с них денежным сборам ( мордке , деньге, алтыну, по лушке). 'Душа' и ее доли позволяли лучше увязать раскладку тягла с трудовыми возможностями крестьянских хо зяйств с тем, чтобы при внутриобщинном переделе земли уравнять выгоды пользования угодьями и податные платежи. Это в немалой степени повлияло на широту распространения в XVIII столетии общинных переделов земли.

Общинная раскладка тягла часто проводилась под контролем владельческой администрации. На помещи ка была возложена ответственность за поддержание внутреннего порядка, а в дальнейшем и полная ответ ственность за своевременный сбор подушной подати. Но вернемся к основным финансовым, хозяйствен ным и политическим итогам реформы податного обложения. В 1724 г. подушная подать, вместе с ясаком, обеспечила 55 % доходов казны. С учетом двукратного падения покупательной способности рубля объем средств в рас поряжении государства за сорок лет царствования Петра увеличился как минимум в 3 раза. Это увеличение в период с 1678/79 г. по 1701 г. было достигнуто прежде всего за счет хозяйственного роста, позволившего увели чить поступления таможенных и кабацких сборов и создавшего условия эффективной эксплуатации пра вительством монетной регалии.

Однако с началом Се верной войны хозяйственный рост существенно замед лился и последующие два десятилетия прошли в на пряженных, разорительных для хозяйства и, в конечном итоге, малоуспешных поисках выхода из периодичес ки обострявшегося финансового кризиса. Хотя в пос ледние годы Северной войны была воссоздана центра лизованная система управления финансами и преоб разована местная финансовая администрация, только в самом конце правления Петра с введением подуш ной подати государственные финансы России получи ли прочное основание. В течение всего XVIII столетия размер подушной подати не менялся. (В 1794 г. он был повышен до 1 рубля в связи с падением курса ассигна ций). Но и в конце столетия эта подать продолжала приносить в казну свыше трети поступлений. С введением 'подушины' крестьянин перестал быть прикреплен к какой-либо податной единице: 'сохе' либо 'двору'. Податной единицей стала его собствен ная 'душа', трактуемая с точки зрения государствен ного интереса — как идеальная платежная способность, существующая вследствие способности крестьянина к труду. Такое перенесение центра тяжести прямого об ложения с земли и имущества на рабочие руки, спо собность к труду крестьянина сыграло важную роль в хозяйственном развитии страны.

Благодаря этому была ликвидирована основная причина сокращения кресть янином запашки.

Посевные площади в освоенных рай онах стали увеличиваться, а с ними и благосостояние, и численность населения. За следующие после царство вания Петра четыре десятилетия (до 1762 года) населе ние России увеличилось почти на одну треть. Но главным условием этого роста и хозяйственного подъема страны в XVIII столетии стала безопасность ее жизненных центров, свободный доступ к мировым торговым путям. Таким образом, национальная зада ча, ради решения которой на протяжении столетия были произведены перемены, коренным образом из менившие социальный строй государства, перестроена финансовая система, мобилизованы колоссальные денежные, материальные и людские ресурсы, была вы полнена. Это — главный итог военной, административной и финансовой деятельности Петра Великого и его предшественников. 1.2 Елизавета Петровна В царствование Елизаветы в 1754 г. были учреждены два сословных банка: Дворянский и Коммерческий. Банк для дворянства располагал основным капиталом в 750 тыс. руб. и имел свои конторы в Петербурге и Москве.

Сферой его деятельности было в основном предоставление поземельного кредита, ссуд помещикам под залог имений, исходя из числа крепостных душ.

Клиент-помещик мог брать под залог недвижимого имущества ссуды до 10 тыс. руб. под 6% с уплатой в 3 года. Это были привлекательные ссуды, так как плата за частный кредит нередко доходила до 20%. Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества располагал капиталом в 500 тыс. руб. золотом, и значение его сводилось к обслуживанию купечества, торговавшего в Петербургском порту, путем выдачи краткосрочных ссуд из расчета 6% в год под залог товаров, золота, серебра, а также под свидетельства магистратов. В 1762г. оба банка были закрыты в связи с тем, что краткосрочные ссуды из-за их несвоевременного возвращения превращались в долгосрочные, заемщиками же были почти одни и те же лица. 'Царствование императрицы Елизаветы Петровны — одно из примечательнейших в истории русских фи нансов'. Эта оценка принадлежит графу Д.А Толсто му — автору фундаментального труда по истории рос сийских финансов, впоследствии министру просвеще ния и министру внутренних дел.

Далеко не все прави тельства России 'со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II ' получили от графа столь лестную аттестацию. В решении экономичес ких вопросов предполагалось участие дворянства, которое из служилого класса должно было превратиться в экономический класс. В этом видели продолжение петровских преобразований.

Однако более известен другой отзыв о состоянии финансов в правление Елизаветы Петровны. 'Ни еди ной человек в государстве не то чтоб знал, сколько казне было дохода, ниже не ведал звания доходов раз ных'. Этот отзыв принадлежит невестке и преемнице Елизаветы — Екатерине П. Известно, что в правление Елизаветы не была сведена ни одна роспись государственных доходов и расходов.

Попытка правительства получить отчет о доходах и расходах закончилась тем, что ведомости, представленные Сенатом и Штатс-кон торой , разошлись более чем на миллион рублей. В мае 1752 г. Сенат констатировал полную невозможность составить роспись.

Многочисленные канцелярии никак не могли согласиться относительно имевшихся и причитавшихся к расходованию сумм. В Камер-кол легии, ведавшей государственными доходами лежали тысячи не разобранных ведомостей. 'Многие вредные обстоятельства у всех перед глазами', — признавала Елизавета в конце своего правления, — 'чрез меру богатящиеся судьи, бесконечные следствия, похищение нашего интереса от тех, кои сохранять определе ны, воровство в продаже соли, при наборе рекрут и при всяком на народ налоге в необходимых государст ву нуждах...' Тем не менее, и при таком способе ведения дел в царствование Елизаветы Петровны русские финансы, по оценке другого известного исследователя — Н.Д.Че чулина, 'находились в сравнительно хорошем положе нии, и русская монета никогда не была столь полно ценною, как именно в это царствование'. Елизавета Петровна, взявшая власть 25 ноября 1741 года при помощи гвардейских штыков и с программой избавления верховного управления от засилья иностранцев, нашла государственную казну не в лучшем состоянии. Резко возросшие при преемниках Петра затраты на содержание императорского двора, огромные расходы на мало результативную русско-турецкую войну 1736-1739 гг., процветающее мздоимство и запутанность отношений между различными канцеляриями поставили правительство перед необходимостью постоянно изыскивать способы покрытия недостатка средств, ставшего хроническим.

Денежное обращение страны страдало от наплыва обесцененной медной монеты.

Главной причиной этого стал усиленный выпуск при преемниках Петра, в 1727-1730 гг., медных пятикопеечных монет.

Нарицательная цена этих монет в 5-6 раз превышала рыночную цену меди того же веса.

Поэтому весьма прибыльным занятием стал ввоз в страну фальшивых пятаков и вывоз золотой и серебряной монеты.

Последняя быстро исчезала из обращения.

Доходило до того, что медные пятаки отказывались принимать при расчетах.

Результатом расстройства денежного обращения стал рост цен и падение вексельного курса рубля.

Изданный еще в 1731 году указ об обмене медных пятаков на полноценную медную и серебряную монету, выполнен не был по причине отсутствия у казны средств на проведение такой операции.

Стремясь действовать в духе установлений Петра, правительство хорошо понимало, что ситуация в стране за два прошедших после Петра десятилетия существенно изменилась.

Изменилось и положение России в мире, и система социальных отношений в российском обществе.

Непосредственная угроза жизненным центрам страны отошла в прошлое, выход к мировым морским торговым путям был обеспечен.

Объективно сложились предпосылки изменения социальной организации общества на иных, нежели корпоративно-сословная организация, началах. В качестве поощрительных мер практиковалось предоставление на ряд лет монополии на производст во тех или иных продуктов, а также выдача казенных ссуд.

Недостаток оборотных капиталов и финансовые злоупотребления зачастую превращали казенные ссу ды в безвозвратные. Так, после смерти (в 1763 г.) графа П.И.Шувалова за заводами и промыслами, находивши мися в его управлении числился долг казне в 680 тыс. руб., из которых возвращено было только 6,9 тыс. руб.

Главной целью, как и при Петре, — было обеспе чить нужды армии. В 1746 г. Сенат отказал купцам в разрешении продавать сукно за границу, пока нужды армии не удовлетворены.

Однако низкие казенные цены были разорительны для фабрикантов.

Низкие цены диктовали низкую за работную плату.

Уровень последней не позволял фаб ричным работникам платить подушную подать. В связи с этим в декабре 1747 г. Сенат сделал императрице представление о необходимости повысить казенную цену на сукна.

Впрочем, если сукна были низкого ка чества, они могли быть оценены ниже указных цен.

Устойчивый рост оборотов внутреннего рынка позволил правительству успешно завершить мероприятия по нормализации денежного обращения. Еще в мае 1744 г.

Елизаветой был подписан указ о снижении на рицательной цены медных пятаков на одну копейку ежегодно. За основу при проведении реформы был принят проект П. И. Ягужинского , предполагавший поэтапное доведение номинала пятаков до одной коп ейки, что соответствовало цене соответствующего количества меди. С 1746 г. бывшим пятакам был присво ен номинал 2 копейки. В 1755-1756 гг. реформа была завершена. По пред ложению гр. П.И. Шувалова пятаки были выкуплены у населения по цене 2 коп. и перечеканены в медные копейки по 8 руб. из пуда меди. После 1 сентября 1756 г. бывшие пятаки принимались казной как простая медь по 5 руб. за пуд, принимать их в уплату казенных под атей и сборов запрещалось.

Серебряные деньги также претерпели изменения: предлагалось перечеканить мелкие серебряные деньги в крупную серебряную монету — рубль, полтину, по луполтину (25 коп.) и гривенники (10 коп.). Осенью 1724 г. было принято решение Берг-коллегии о том, что государство берет на себя расходы по этой перече канке. В результате пробных переделов монет оно по несло большой убыток. Да и само мероприятие оказа лось весьма хлопотным, ведь только для пересчета копеек и выявления среди них фальшивых потребова лось бы много рабочих рук.

Поскольку копейки были сделаны умело, а государственных служащих, опреде ляющих их подлинность, мало, сделать это было непросто. Тогда решили передать дело в частные руки.

Монетная контора пригласила желающих принять уча стие в торгах на приобретение права выменивать се ребряные деньги и переделывать их 'на своем коште в указанную пробу в рублевую и полтинную монету'. Победила компания купцов во главе с И.В. Корыхало вым.

Поначалу они обещали платить в казну по 9 р. 50 к. с передела каждого пуда мелких серебряных денег в рубли и полтинники 70-й пробы. Затем условия были изменены: им разрешили вносить по 1 р. 83 к., т.е. в пять раз меньше первоначально назначенной суммы.

Развитие торговли требовало упрочения кредита.

Недостаток свободного капитала при замедленном огромными расстояниями обороте вынуждал значительную часть российских купцов пользоваться заемными средствами располагавших капиталами иноземцев, оплачивая ссуды приобретенными товарами.

Недостаток капитала обуславливал и высокую стоимость кредита.

Развитие рыночных отношений связывали с пере ходом от натурального к денежному оброку, что дава ло (особенно в нечерноземной полосе) простор ини циативе в выборе вида деятельности, помогало под няться предприимчивым людям из крестьян, преус петь в торговом деле и предпринимательстве.

Последнее приобрело широкий размах.

Большое внимание уделя лось освоению природных богатств Сибири.

Поскольку для развития металлургии и других промыслов нужны были люди, в 1760 г. был издан указ, разрешавший по мещикам ссылать на поселение в Сибирь крестьян. 13 мая 1754 г.

Елизавета Петровна подписала указ 'Об учреждении государственного заемного банка о порядке выдачи из оного денег и о наказании ростов щиков'. 'Наши подданные, а более из дворянства, имея в деньгах нужду, принуждены занимать у других с великими процентами и с закладами такими, который против взяться денег в полтора или вдвое стоить может; выкупить же чем на положенный срок не может исправится, и от того приходят в убожество и разорение, и дают не токмо по 12, но и по 15 процентов и по 20 процентов, чего во всем свете не водится' , — отмечал указ.

Посему императрица повелела 'для умень шения во всем Государстве процентных денег, учредить государственные банки из казны нашей, первой для дворянства в Москве и Санкт-Петербурге, второй для поправления при Санкт-Петербургском порте ком мерции и купечества, ...из оных деньги раздавать: из первого одному Российскому дворянству, ... а из вто рого одним Российским купцам торгующим при Санкт-Петербургском порте...' Сопоставление результатов второй и третьей реви зий позволяет оценить некоторые итоги елизаветин ского времени.

Главным их них стал беспрецедентный рост численности населения. За полтора десятилетия податное население России выросло на 10,8 % до 7,4 млн. чел.

Источником этого увеличения был естествен ный прирост (территория страны в эти годы увеличивалась за счет присоединения малонаселенных терри торий на юго-востоке). Такой беспримерный рост — не только неоспоримое доказательство улучшения ус ловий жизни населения. В хозяйстве, основанном на ручном труде и имеющем относительный избыток при родных ресурсов, рост численности работников — ос нова повышения темпов экономического развития.

Последние были в целом достаточными для покрытия увеличивающихся расходов за счет дополнительных налоговых поступлений. При этом податная способность плательщиков была далека от истощения. До статочно сказать, что уже в середине 60-х гг. только увеличение прямых налогов дало казне .дополнительно около 3,5 млн. руб. Даже в последние годы Семи летней войны финансовое положение государства не было критическим. В 1762 г. недостаток средств в каз не на финансирование требуемых расходов по различ ным официальным оценкам составлял от 1 до 2 млн. руб. (т.е. мог быть закрыт традиционными мерами эко номии государственных расходов). В 1764г., в царствование Екатерины II , вновь были открыты два казенных коммерческих банка, один в Петербурге, Другой в Астрахани, для оказания содействия внешней торговле. Но и они просуществовали сравнительно недолго.

Петербургский был закрыт в 1782 г. вследствие истощения ресурсов, а Астраханский после большого пожара превратился в 1767 г. в благотворительное учреждение. В 1769г., в Петербурге и Москве создаются банки “для вымена государственных ассигнаций” которые в 1786 г. преобразуются в Государственный ассигнационный банк. Ему поручается функция эмиссии бумажных денег. В 1797г. при этом банке были основаны три учетные конторы, вексельная, для выдачи ссуд под товары и страховая.

Правление Александра I отмечено в истории банковского дела развитием учетных контор, их распространением по стране. Но в связи с ничтожным развитием вексельного оборота и отсутствием достаточных средств они не оказали существенного влияния на торговлю и промышленность тогдашней России. В 1818г. вместо них был открыт государственный Коммерческий банк, который просуществовал до 1860г., когда был реорганизован в первый в России Государственный банк.

Учреждение Коммерческого банка явилось одной из мер, направленных на оздоровление кредитных учреждений России, положение которых было подорвано чрезмерными выпусками ассигнаций, выдачами долгосрочных ссуд из бессрочных вкладов и секретными заимствованиями на нужды правительства.

Предполагалось полностью прекратить выпуск ассигнаций, вновь учреждаемому банку придать акционерную форму с капиталом в 50 млн. руб., изъять все кредитные учреждения из ведения Министерства финансов и придать им статус независимых организаций.

Однако в полном объеме реформы осуществлены не были.

Капитал банка был установлен в 17 млн. руб. и лишь по прошествии 5 лет достиг 30 млн. руб.

Вместо независимости кредитные учреждения получили Совет государственного кредитного установления, в функции которого входил контроль за всеми казенными кредитными заведениями. В этом Совете председательствовал министр финансов, а в его состав были введены представители дворянства и купечества. ГЛАВА 2 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ И ЕГО УЧРЕЖДЕНИЯ Считается, что начало банковской деятельности в России было положено в первой половине XVIII в.

Нельзя сказать, что это неверное представление, но тем не менее оно нуждается в некотором уточнении.

Банковское дело во всем мире первоначально осуществлялось на неспециализированной основе, т. е. еще не банками как особыми экономическими институтами (таковые появились несколько позднее, на определенном этапе развития банковского дела). Впервые попытка создания учреждения, подобного банку, в России была предпринята в 1665 г. в Пскове, фактически одновременно с формированием банковской системы в Англии. Ее инициатором был А. Л. Ордин-Нащекин , бывший в то время псковским воеводой. Роль ссудного банка для 'маломочных' купцов должна была исполнять городская управа при поддержке крупных торговцев. К сожалению, эта попытка закончилась неудачно.

Нащекин был отозван из Пскова, а новый воевода ликвидировал все его нововведения. Банки как особые экономические институты начали создаваться в России лишь через 100 лет.

Начало деятельности банков в России можно отнести к середине XVIII в. В то время торговля велась за наличные, промышленность развивалась главным образом за счет средств государства.

Поэтому по сравнению с Западной Европой распространение коммерческого кредита в России существенно запоздало.

Первыми ссудозаемщиками были правительство и землевладельцы, а в роли кредиторов выступали единоличные предприниматели-ростовщики. В условиях преимущественно натурального помещичьего хозяйства это давало возможность бесконтрольно поднимать проценты за кредиты (в 50-ые годы XVIII в. они достигали 72% годовых). Такой кабальный процент, взимаемый частными предпринимателями, явился одним из побудительных стимулов к созданию казенных банков. Их предшественницей стала учрежденная в 1733 г. в Петербурге Монетная канцелярия. Ее назначение состояло в выдаче ссуд 'всем без различия состояния людям' под залог золота и серебра из расчета 8% годовых.

Позднее видную роль в ведении вексельно-переводных и других кредитно-денежных операций между Петербургом, Москвой и губернскими городами играли Соляная контора, 'сохранные казны ' при Петербургском и Московском воспитательных домах, 'приказы общественного призрения', Санкт-Петербургская и Московская банковские конторы вексельного производства для обращения медных денег 2.1 Министерство финансов 08.09.1802-26.10.1917 Образовано в соответствии с Манифестом об учреждении министерств. В его ведении находились управление всеми источниками государственных доходов: государственными имуществами (землями, оброчными статьями, имениями и др.) — до 26.12.1837; горной и соляной частью (с 25.07.1810 по 17.04.1874), промышленностью и внутренней торговлей (с 04.11.1819 по 27.10.1905), внешней торговлей (с 17.08.1810 до 27.10.1905); таможнями, податями, пошлинами и сборами, в том числе денежными земскими сборами и повинностями в губерниях, где было введено Положение о земских учреждениях (до 01.01.1864), и в губерниях, где не было введено это Положение — до его введения; акцизами, таможенными и железнодорожными тарифами; заведование бюджетной частью: составление и наблюдение за исполнением годовой финансовой сметы государственных доходов; рассмотрение доставляемых министерствами и главными управлениями законопроектов, связанных с производством новых расходов из казны (до внесения их на высшее законодательное рассмотрение); заведование приходом, расходом и хранением государственных денежных средств — с 02.02.1821, всей кассовой частью — с 22.09.1864; производство ревизии кассовых учреждений: составление для представления в Государственный совет генерального денежного отчета по государству — до 22.09.1864, после — кассового отчета об остатке, приходе, расходе и наличности средств государственного казначейства за год; заведование государственными кредитными операциями: внешними и внутренними займами и ссудами (в том числе железнодорожными), переводом капиталов за границу, проведением выкупной операции (с 19.02.1861); заведование государственными кредитными учреждениями: банками, Комиссией погашения государственных долгов, с 01.09.1859 – сохранными и ссудными казнами, приказами общественного призрения, сберегательными кассами, с 31.05.1872 — надзором за общественными и частными кредитными учреждениями; за страхованием, организацией систем краткосрочного и долгосрочного ком мерческого и земельного кредита, железнодорожного кредита, мелкого кре дита; изготовление бумажных и металлических денежных знаков; разра ботка общих вопросов денежного обращения и его регулирования; общее руководство делом коммерческого и художественно-промышленного обра зования и надзор за постановкой педагогической части в учебных заведе ниях МФ. 1 2.2 Контора разделения золота от серебра 08.09.1802-13.07.1806 Образована в составе МФ для производства работ по разделению и опробованию ценных металлов.

Конторе предшествовал ряд аналогичных контор XVIII в.: Контора разделения золота от серебра под управлением главных начальников Берг-коллегии и Монетного департамента (1769—1788), Контора разделения золота от серебра в ведении генерал-прокуроров (1788—1796), Контора разделения золота от серебра в ведении президента Берг-коллегии (1796— 1800), Контора разделения золота от серебра в ведомстве Кабинета е. и. в. (1800), Контора разделения золота от серебра в ведении Берг-коллегии (1800-1802). Контора осуществляла проплавку, разделение и опробование ценных металлов; составляла годовые отчеты об оборотах и расходах и месячные ведомости расчетов по казенным и кабинетским заводам для Берг-коллегии, Мо нетного департамента и Кабинета е. и. в.

Упразднена в связи с включением в состав Монетного департамента МФ в качестве лаборатории Конторы отделения золота от серебра. 2.3 Монетный департамент 08.09.1802-12.10.1811 Орган по заведованию монетным делом. Ему предшествовали Департа мент по монетным делам при Берг-коллегии (с общим для коллегии и департамента президентом и вице-президентом) (15.12.1763 — 01.05.1784) и Монетный департамент Берг-коллегии (01.05.1784 — 15.12.1796) Департамент заведовал монетным, пробирным и медальерным делом, осуществлявшимся на монетных дворах и в пробирных палатках; наблюдал за проплавкой, разделением и опробованием ценных металлов. В его ведении находилась лаборатория и Контора разделения золота от серебра. С упразднением Монетного департамента его дела перешли Департамен ту горных и соляных дел МФ. 2 2.4 Департамент министра финансов 08.09.1802-25.06.1811 Общий орган министерского руководства всеми структурными частями МФ, образованными в соответствии с манифестом «Об учреждении минис терств». Штат департамента утвержден 07.01.1803. Департамент вел переписку министра с другими государственными учреждениями и учреждениями, подведомственными министру финансов. В департаменте составлялись росписи государственных доходов и расходов на 1803—1811, велось делопроизводство по внешним денежным расчетам, а также различные дела по указанию министра. В соответствии с манифестом 25.06.1811 департамент был упразднен, а его функции и дела переданы вновь образованной Канцелярии министра финансов . Директор Департамента министра финансов 1803.14.01-1805.05.09 - Резанов Д. И. 2.5 Совет министра финансов 25.06.1811-25.11.1917 Совещательный орган, образованный при министре финансов в соот ветствии с Общим образованием министерств для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности министерствахПредседателем совета являлся министр финансов, в его состав входили по должности товарищи министра, директора департаментов и других основных структурных частей мини стерства, а также «особенные члены» по назначению императора. В засе дания совета могли приглашаться, «по усмотрению министра и по свойству дела», сведущие лица, в том числе финансовые и торговые деятели, спе циалисты и др.

Делопроизводство совета вела Общая канцелярия министра финансов; с 05.12.1824 дела совета по вопросам кредита, кредитной системы и денежного обращения вела Особенная канцелярия по кредитной части.

Решения совета оформлялись в виде журналов. 05.09.1917 должности членов Совета министра финансов по назначению были упразднены. 25.11.1917 Совет министра финансов упразднен декретом Совета наро дных комиссаров. 2.6 Общая канцелярия министра финансов 25.06.1811-26.10.1917 Орган руководства со стороны министра всеми структурными частями министерства. При учреждении канцелярии переданы функции и дела упраз дненного Департамента министра финансов.

Образована в составе 5 отделений. 1-е отделение вело дела и переписку министра по Совету министра и департаментам министерства. 2-е отделение — по Государственному казначейству (с 02.02.1812 — по Департаменту государственного казначейства). 3-е отделение ведало делами по кредитной системе (в том числе по внут реннему кредиту — вело переписку с банками, воспитательными домами; вело дела по внутренним долгам, по комиссии погашения долгов и др.; по внешнему кредиту — ведало порядком платежей по внешним займам н всеми операциями по уплате государственного долга). 4-е счетное отделение вело общие счета и росписи доходов и расходов по всему министерству, за исключением дел кредитной системы (упразднено с передачей дел вновь учрежденному Департаменту Государственного казна чейства). 5-е отделение рассматривало финансовые проекты по всем структурным частям МФ, вело сбор сведений о состоянии финансовой части в зарубежных странах. 21.11.1824 5-е отделение было преобразовано в Ученый комитет МФ, остававшийся в составе Общей канцелярии. На протяжении десятилетий деятельности канцелярии функции многок ратно перераспределялись между ее структурными частями. На канцелярию возлагались ведение дел «особо поручаемых» и «особо секретных» (до учреждения и после упразднения Особенной канцелярии по секретной части) по преследованию контрабанды и подделыванию кредит ных билетов и монеты (до 1890); о злоупотреблениях чиновников; дел, свя занных с подавлением революционного движения; переписка с заграничны ми деловыми кругами и агентами МФ за границей; ведение дел по вопросам, временно оставшимся в компетенции МФ после преобразования Департамен та государственных имуществ в министерство-(2-е отделение, 1-й стол — до 04.12.1866, 5-е делопроизводство — 04.12.1866 — 03.06.1894, 2-е отделение, 1-й стол - с 03.06.1894). Канцелярия вела переписку по отчетам государственного казначейства о доходах и расходах за год, по сметам и расходам разных ведомств и местных учреждений, о денежном обращении, по общим и частным вопро сам назначения пенсий и пособий и др. (2-е отделение, 2-й стол — до 04.12.1866); вела делопроизводство Совета министра финансов (1-е отде ление, 3-й стол — 05.12.1824 — 04.12.1866); вела журналы Совета министра финансов (Журнальный стол 1-го отделения — с 5.12.1824); делопроиз водство по представлениям департаментов в Совет министра финансов (3-е делопроизводство — 04.12.1866 — 03.06.1894, 2-е отделение, 2-й стол («со ветский») — с 03.06.1894); вела делопроизводство по высочайшим указам и повелениям, не относившимся к компетенции ни одного из департаментов, и ведение учета поступления и решения дел по МФ в целом (1-е отделение, 4-й стол - 05.12.1824-04.12.1866, 5-е делопроизводство - 04.12.1866- 03.06.1894). В ведении канцелярии находились также журналы входящей и исходящей корреспонденции и распределение ее по департаментам (Журнальный стол, 05.12.1824-04.12.1866). Канцелярия вела общее делопроизводство (2-е отделение, 1-й стол — с 3.06.1894); делопроизводство по распоряжениям министра финансов по экстренным случаям — засухи, пожары и т. п., о выдаче пособий и предоставле нии льгот городам, о рассмотрении финансовых претензий иностранных подданных к русскому правительству и русских подданных к иностранным пра вительствам (1-е отделение, 3-й стол — 05.12.1824 — 4.12.1866). На канцелярию возлагалось ведение делопроизводства по личному со ставу (1-е отделение, 5-й стол — 05.12.1824 — 04.12.1866; 1-е делопроизвод ство, инспекторское — 04.12.1866 — 03.06.1894; 2-е делопроизводство о назначении пенсий и пособий — 04.12.1866 — 03.06.1894; 1-е отделение, ин спекторский стол — с 03.06.1894). Канцелярия вела учет расходов на собственное содержание, содержание библиотеки Ученого комитета и домов МФ; вела делопроизводство Строи тельной комиссии по постройке зданий министерства (1-е отделение, 4-й стол — 1824—1834; 2-е отделение, 3-й стол — до 05.12.1824; 1-е отделение, 5-й стол — с 05.12.1824; 4-е делопроизводство, хозяйственное и счетное, — 04.12.1866 — 03.06.1894; 1-е отделение, бухгалтерский стол — с 03.06.1894; Строительная комиссия при 4-м столе 1-го отделения — 1824 —1834); 3 веда ла делами по внутренним и внешним займами и другим вопросам организации кредита и кредитной системы (3-е отделение — до 05.12.1824 4 ), делами по внутреннему кредиту: переписка с банками, воспитательными домами, Комиссией погашения долгов, по внутренним долгам и др. (1-й стол); вела дела по внешнему кредиту: распоряжения об уплате процентов и капитала по внешним займам, производство внешних операций для уплаты долгов (пере воды денежных сумм за границу, покупка дорогих металлов и пр.) (2-й стол); вела книги по государственному кредиту, проверяла счета по внутрен ним и внешним займам (3-й стол, счетный). На канцелярию возлагалось ведение общих счетов и росписи доходов и расходов по всему ведомству, за исключением дел кредитной системы (счет ная часть их велась в счетном столе 3-го отделения) — до 02.02.1821 (4-е, счетное, отделение). Канцелярия рассматривала финансовые проекты и учреждения по всем структурным частям министерства; вела сбор сведений о состоянии финан совой части в европейских странах (с 21.11.1824); выпускала периодичес кие издания МФ: еженедельный «Указатель правительственных распоря жений по Министерству финансов» (с 28.12.1864); ежемесячный «Сборник сведений и материалов по Министерству финансов» (до 1868), с 1868 — «Ежегодник Министерства финансов» с программой, охватывающей всю экономическую статистику России: бюджет, налоги, банковское дело, внеш няя торговля, промышленность и т. д. (редакция «Указателя правительст венных распоряжений Министерства финансов» — до 03.01.1884); вела делопроизводство по поручениям, не связанным с компетенцией финансо вого ведомства и возлагавшимся на министров финансов, в том числе по сооружению различных зданий в Петербурге, участию в организации и деятельности различных комитетов, комиссий, совещаний — Особого ко митета об устройстве и содержании дорог в государстве (с 1827) (1-е от деление, 4-й стол — 05.12.1824 — 04.12.1866), Комитета для улучшения го родов (1834), Комитета для составления положения о евреях (1823—1833), Комитета для рассмотрения предположений о распространении земледелия и сельского хозяйства (1833) (2-е отделение, 1-й стол — 05.12.1824 — 04.12.1866), Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промыш ленности (с 23.01.1902) и др. (3-е отделение, 1-й стол — с 03.06.1894; 2-е отделение, 1-й стол — с 1841). Канцелярия осуществляла также координацию деятельности министерства, Комитета Сибирской ж. д. и других учреждений при обсуждении, раз работке и разрешении ряда вопросов, связанных с сооружением Сибирской и Китайско-Восточной железных дорог и политикой русского правительства на Дальнем Востоке (2-е отделение, Сибирский стол — с 1897), 3-е (Восточ ное) отделение (с 3.06.1894). Юрисконсультская часть (с 02.02.1868) составляла заключения по за конопроектам, присылаемым в МФ разными ведомствами и составленным в самом министерстве; о порядке применения различных узаконений к от дельным особо сложным или спорным делам, выносимым на рассмотрение Государственного совета, Комитета министров, Сената и направляемым как различными структурными частями МФ, так и другими ведомствами. 2.7 Управление государственными сберегательными кассами 01.06.1895-[...] 1918 Орган заведования государственными сберегательными кассами. В ведении управления находились: заведование сберегательным делом и сберегательными кассами: Петербургской и Московской (непосредственно); городскими при уездных казначействах, городских думах и ратушах (учреждались с 16.10.1862); при конторах и отделениях Государственного банка (учреждались с 27.03.1864); при городских общественных банках (учрежда лись с 19.10.1864); при губернских и уездных казначействах (учреждались с 21.02.1884); при местных .учреждениях почтово-телеграфного ведомства; при фабриках и заводах (учреждались с 26.06.1889); при таможнях (учреж дались с 04.04.1893); с 1900 — при управлениях казенных и частных желез ных дорог с отделениями этих касс при железнодорожных станциях; при производящих почтовые операции волостных правлениях в Сибири и позд нее — в Европейской России; на судах военного флота и при казенных вин ных складах; с 1902 — при низших и средних учебных заведениях. Под надзором над сберегательными кассами со стороны местных учреж дений Государственного банка управление осуществляло: прием от населения «для приращения» процентов денежных вкладов двух типов: до востребова ния и условных; с правом вкладчика делать завещательные распоряжения, с обязательным обращением в процентные бумаги части денежных вкладов, превышающих установленную норму, — до 1914, с 1914 — в виде чрезвы чайной временной меры прием вкладов без ограничения размеров, с начисле нием установленного процента pi без обязательного обращения части таких вкладов в процентные бумаги (особым журналом Совета министров от 07.07.1915 министру финансов было предоставлено право решать эти вопросы в каждом отдельном случае); с 07.07.1915 — прием на хранение и управление государственных процентных бумаг; с октября 1916 — распоряжение вкла дами посредством чеков; участие денежного фонда сберегательных касс (образовавшегося по уставу 1895 из процентов, начислявшихся на свободные средства сберегательных касс, состоявшие на текущем счету Государственно го банка) в операциях государственного кредита: размещение займов на об щегосударственные нужды (5 %- ных банковских билетов, выпускавшихся, в частности, для целей выкупной операции; основной процентной бумаги — 4 %-ной ренты, облигаций 5 %- ных внутренних займов 1905), железнодорож ных и гарантированных правительством облигаций железных дорог, ипотечных (свидетельств Крестьянского поземельного банка и закладных листов Дворянского поземельного банка); с 1915 — покупка и продажа государст венных процентных бумаг; участие государственных сберегательных касс в местных хозяйственных оборотах — с 21.06.1910 выдача ссуд через учреж дения Государственного банка учреждениям мелкого кредита, ссудо-сберега тельным и кредитным товариществам, земским кассам, сельским банкам и другими на образование и увеличение их основного капитала.

Управление вело также страхование жизни (с 30.05.1905), доходов и капиталов (с 15.02.1906), включая: руководство страховыми операциями; утверждение оснований исчисления тарифов страховых премий, полистных ус ловий и наказов сберегательным кассам и Центральному управлению касса ми.

Рассмотрение ежегодных отчетов по страховым операциям до передачи в Государственный контроль и внесения в Государственный совет осуществля лось Советом по делам страхования доходов и капиталов под председательством министра финансов.

Управляющий входил в состав Совета по делам страхования доходов и капиталов. 3 Заключение В начале XVIII столетия экономический рост существенно замедлился.

Главная причина тому — бре мя повинностей, обрушившееся на все сословия, и прежде всего на тяглое, с началом Северной войны.

России противостояло сильнейшее в военном отноше нии государство Европы — Швеция.

Требовалось обес печить необходимый для ведения войны объем поступлений в казну в условиях крайнего напряжения всех сил государства.

Первое средство повышения государственного бла госостояния Петр видел в развитии торговли. В 1699 году, еще до начала шведской войны, в Москве была учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша.

Однако Ратуша не смогла обеспечить требуемого увеличения доходов и была упразднена.

Расширение торгового оборота требовало допол нительного количества средств обращения. С 1681 г. в России чеканилась серебряная коп ейка вновь пониженного (теперь на 1/6 часть) веса. В 1696-97 гг , выпуск этой монеты вырос в два раза по сравнению с 1681-82 гг. С 1705 года резко увеличился объемы выпуска медной монеты, что привело к нехватки сырья и поэтому вес медной ионеты был резко уменьшен.

Принятый в 1724 г.

Таможенный тариф, жестко за щищал российскую промышленность от иностранных конкурентов.

Вместе с тем, тариф открывал дорогу на внутренний рынок товарам, которых в стране не хва тало. Но главный способ упрочения государственных финансов был открыт на пути кардинального рефор мирования прямого обложения — введения подушной подати.

Устойчивый рост оборотов внутреннего рынка позволил правительству успешно завершить мероприятия по нормализации денежного обращения. В мае 1744 г.

Елизаветой был подписан указ о снижении на рицательной цены медных пятаков на одну копейку ежегодно. 13 мая 1754 г.

Елизавета Петровна подписала указ 'Об учреждении государственного заемного банка о порядке выдачи из оного денег и о наказании ростов щиков'. Также создавались министерство финансов, контора по разделению золота от серебра, монетный департамент, департамент министра финансов, совет министра финансов, общая канцелярия министра финансов, управление государственными сберегательными кассами.

оценка стоимости аренды помещения в Курске
оценка станка в Твери
оценка машин для наследства в Орле

Менеджмент (Теория управления и организации)

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

Политология, Политистория

Геология

Материаловедение

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Философия

Медицина

География, Экономическая география

Авиация

Педагогика

Экономика и Финансы

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Архитектура

Уголовное право

Административное право

Бухгалтерский учет

Теория государства и права

Литература, Лингвистика

Компьютерные сети

Радиоэлектроника

Технология

Право

Прокурорский надзор

Гражданское право

Промышленность и Производство

Музыка

История

Финансовое право

История отечественного государства и права

Нероссийское законодательство

Экскурсии и туризм

Пищевые продукты

Культурология

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Конституционное (государственное) право России

Банковское право

Маркетинг, товароведение, реклама

Программирование, Базы данных

Астрономия

Техника

Химия

Программное обеспечение

Физкультура и Спорт, Здоровье

Религия

Компьютеры, Программирование

Уголовный процесс

Законодательство и право

Ценные бумаги

Компьютеры и периферийные устройства

Военное дело

Здоровье

Математика

Физика

Транспорт

Охрана природы, Экология, Природопользование

Космонавтика

Геодезия

Психология, Общение, Человек

Биология

Искусство

Разное

История государства и права зарубежных стран

Муниципальное право России

Гражданское процессуальное право

Социология

Сельское хозяйство

Налоговое право

Римское право

Трудовое право

Охрана правопорядка

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Металлургия

Международное право

Криминалистика и криминология

Правоохранительные органы

Страховое право

Ветеринария

Физкультура и Спорт

Арбитражно-процессуальное право

Нотариат

Астрономия, Авиация, Космонавтика

Историческая личность

Банковское дело и кредитование

Подобные работы

Роль Китая во II Мировой войне

echo "Первый Япония нанесла Китаю в Манчжурии. Японские войска по заранее разработанному плану начали 18 сентября 1931 года разоружение китайских гарнизонов в Южной Манчжурии, а затем стали продвигат

Семь чудес света

echo "Список литературы……………………………………16 стр. Введение Писать о чудесах в начале XXI века - задача, которая может показаться трудной и неблагодарной. Чем можно удивить, чем можно поразить воображение

Значение в отечественной историографии и истории трудов Василия Осиповича Ключевского

echo "Значение в отечественной историографии и истории трудов Василия Осиповича Ключевского (1841-1911) Прежде всего, стоит сказать несколько слов о самом историке. Более столетия это имя имеет свою и

Влияние монголо-татарского нашествия на географию хозяйства, городов и путей сообщения Руси

echo "Сегодня перед нами стоит много вопросов, один из них: «К чему тяготеет Россия: к Западу или Востоку?». В чём заключается непонимание между Западом и Россией и как давно оно существует? Ответ на

Эпоха Дворцовых переворотов

echo "Заключение. Список литературы. Введение. Перенапряжение сил страны в годы петровских преобразований, разрушение традиций, насильственные методы реформирования вызывали неоднозначное отношение

Уфа в годы Великой Отечественной войны

echo "Коллектив Уфимского моторостроительного завода, например, собравшись на митинг, заявил: 'Мы готовы встать в ряды Красной Армии и отстаивать свободу и независимость Родины до последней капли кров

Билеты по истории Древнего мира

echo "Имущественные отношения. Афинское право не знает четкого различия между вещами. Однако, правовой статус недвижимости имел свои особенности. Было известно также деление имущества на видимое и н

Представление о самодержавной власти в переписке Грозного и Курбского

echo "Личность царя настолько сложна, что историки на протяжении столетий высказывают зачастую полностью противоположные мнения, одни его порицают, говорят, что «Никогда Россия не управлялась хуже», д