gordiplom.ru

Рефераты, дипломные работы и прочие учебные работы.

Человек из народа и его духовный мир в стихотворении «Дедушка Мазай и Зайцы»

Дедушка Мазай не может мыслить себя вне природы. За день грибов насбираешь корзину, Ешь мимоходом бруснику, малину; Вечером пеночка нежно поет, Словно как в бочку пустую удод Ухает; сыч разлетается к ночи, Рожки точены, рисованы очи . Много лет видит Мазай мощь природы в пору весенних разливов, щедрость и красоту – в летние месяцы, воспринимает ее перемены утром, вечером и ночью, опасается ее неожиданности при осенних охотах, знает ее неоглядные просторы, ибо «За сорок верст в Кострому Сбегать лесами ему нипочем: За сорок верст в Кострому прямиком Сбегать лесами ему нипочем: 'Лес не дорога: по птице, по зверю Выпалить можно'.- 'А леший?'- 'Не верю! Раз в кураже я их звал - поджидал Целую ночь,- никого не видал! И не только видит, знает: « Старый Мазай любит до страсти низменный край». Конкретно названы деревня Мазая : Малые Вежи (…около «Малых Вежей»); и большой город: Кострома, упомянуто расстояние между ними в верстах (За сорок верст в Кострому прямиком). Обозначены время охоты – и ее периодичность (В августе…, Каждое лето домой приезжая…) Отмечены неповторимые признаки деревеньки Вся она тонет в зеленых садах; Домики в ней на высоких столбах ( Всю эту местность вода понимает, Так что деревня весною всплывает, Словно Венеция) … Мазай определяет свой край как «болотистый, низменный», он думает о его возможностях и природных ресурсах «В нашем болотистом, низменном крае Впятеро больше бы дичи велось, Кабы сетями ее не ловили, Кабы силками её не давили;… Часть известного Мазаю постигнута и автором как гостем («Я по неделе гощу у него»), как товарищем по охоте. Перед тем как рассказать о своих и Мазая впечатлениях («Я от Мазая рассказы слыхал. Дети, для вас я один записал…»), он, приступая к обязанностям писателя, повествующего, что-то укрупнил, что-то отсеял. В итоге такой многослойной оценки общее впечатление достоверности от рассказанного приумножается.

Читатель получил возможность и подумать и поверить. В прямом авторском повествовании характеризуются рассказы Мазая . Он вспоминает события, случившиеся с его знакомыми – тут включаются их реплики и даже рассказ - самопризнания одного из охотников о том, почему и зачем он берет с собой горшок с угольками. Ходит с ружьишком другой зверолов, Носит с собою горшок угольков. «Что ты таскаешь горшок с угольками?» - Ежели зайца теперь сослежу , Прежде я сяду, ружье положу, Над уголечками руки погрею, Да уж потом и палю по злодею! «Вот так охотник!» – Мазай прибавлял. Я, признаюсь от души хохотал.

Впрочем, милей анекдотов крестьянских ( Чем они хуже, однако дворянских?) Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» рисует яркую картину весеннего половодья и замечательный образ старика Мазая , спасающего зайцев. Здесь он осуждает мужиков, которые бессмысленно губят зайцев. Нет! еще мало! бегут мужики, Ловят, и топят, и бьют их баграми. Где у них совесть?.. В эпизоде с зайчишками открывается богатый нравственный мир одинокого старика, свойственные ему чувства справедливости и ответственности за слабого.

Попавшие в половодье в беду зайцы кажутся Мазаю беззащитной меньшой братией, не помочь которой невозможно. И он помогает, вытаскивая их из воды, подбирая с уцелевших бугорков, пеньков, кочек, зацепив багром бревно на котором спасались зайцы. Вижу один островок небольшой - Зайцы на нем собралися гурьбой С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего! Только уселась команда косая, Весь островочек пропал под водой. 'То - то!- сказал я, - не спорьте со мной! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая !' Этак гуторя, плывем в тишине.

Столбик не столбик, зайчишко на пне, Лапки скрестивши, стоит, горемыка. Взял и его - тягота невелика! Только что начал работать веслом , Глядь, у куста копошится зайчиха - Еле жива, а толста как купчиха! Я ее, дуру, накрыл зипуном - Сильно дрожала... Не рано уж было. Мимо бревно суковатое плыло, Сидя, и стоя, и лежа пластом, Зайцев с десяток спасалось на нем. Он понимает как опасна перегрузка лодки. 'Взял бы я вас - да потопите лодку!' Жаль их, однако, да жаль и находку - Я зацепился багром за сучок И за собою бревно поволок... Дедушка Мазай слышит как односельчане смеются над ним, но все таки он был решителен в своем намерении спасти зайчиков. Было потехи у баб, ребятишек, Как прокатил я деревней зайчишек: 'Глянь - ко: что делает старый Мазай !' Наиболее обессиливших в борьбе со стихией он даже взял домой, дабы за ночь они «Высохли, выспались, плотно наелись». Только на лодке две пары осталось - Сильно измокли, ослабли; в мешок Я их поклал - и домой приволок, За ночь больные мои отогрелись, Высохли, выспались, плотно наелись. В самые ответственные моменты спасения он настолько сроднился со страждущими зверьками, что начинает с ними говорить, надеясь поддержать их; он считал себя и их чем-то единым. Мы за деревней в реке очутились. И все это переживает заядлый охотник, который следуя внутреннему убеждению строго блюдет , в соответствии с его представлениями о живом, установленные сроки охоты: « Не попадайтесь зимой!» Я их не бью ни весною, ни летом: В некрасовских произведениях для детей устойчив присущий народному миропониманию мотив: живущий в природе человек осознает трудности, выпавшие на долю беззащитных существ, стремится вывести их из беды.

Неназойливо включенный в мир Мазая и его друзей, завороженный всем строем произведения Салтыков воспринимал его учительское начало, обязательное, с точки зрения автора, для народной книги, обращенной и к детям и взрослым. ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ 1 В августе, около Малых Вежей, С старым Мазаем я бил дупелей. Как - то особенно тихо вдруг стало, На небе солнце сквозь тучу играло. Тучка была небольшая на нем, А разразилась жестоким дождем! Прямы и светлы, как прутья стальные, В землю вонзались струи дождевые С силой стремительной... Я и Мазай , Мокрые, скрылись в какой - то сарай. Дети, я вам расскажу про Мазая . Каждое лето домой приезжая, Я по неделе гощу у него.

Нравится мне деревенька его: Летом ее убирая красиво, Исстари хмель в ней родится на диво, Вся она тонет в зеленых садах; Домики в ней на высоких столбах (Всю эту местность вода понимает, Так что деревня весною всплывает, Словно Венеция). Старый Мазай Любит до страсти свой низменный край Вдов он, бездетен, имеет лишь внука, Торнои дорогой ходить ему - скука! За сорок верст в Кострому прямиком Сбегать лесами ему нипочем: 'Лес не дорога: по птице, по зверю Выпалить можно'.- 'А леший?'- 'Не верю! Раз в кураже я их звал - поджидал Целую ночь,- никого не видал! За день грибов насбираешь корзину, Ешь мимоходом бруснику, малину; Вечером пеночка нежно поет, Словно как в бочку пустую удод Ухает; сыч разлетается к ночи, Рожки точены, рисованы очи. Ночью... ну, ночью робел я и сам: Очень уж тихо в лесу по ночам. Тихо как в церкви, когда отслужили Службу и накрепко дверь затворили, Разве какая сосна заскрипит, Словно старуха во сне проворчит...' Дня не проводит Мазай без охоты. Жил бы он славно, не знал бы заботы, Кабы не стали глаза изменять: Начал частенько Мазай пуделять.

Впрочем, в отчаянье он не приходит: Выпалит дедушка,- заяц уходит, Дедушка пальцем косому грозит: 'Врешь - упадешь!'- добродушно кричит. Знает он много рассказов забавных Про деревенских охотников славных: Кузя сломал у ружьишка курок, Спичек таскает с собой коробок, Сядет за кустом - тетерю подманит, Спичку к затравке приложит - и грянет! Ходит с ружьишком другой зверолов, Носит с собою горшок угольков. 'Что ты таскаешь горшок с угольками?' - 'Больно, родимый, я зябок руками; Ежели зайца теперь сослежу , Прежде я сяду, ружье положу, Над уголечками руки погрею, Да уж потом и палю по злодею!' 'Вот так охотник!'- Мазай прибавлял. Я, признаюсь, от души хохотал.

оценка мотоцикла в Калуге
оценка патента в Туле
экспертиза оценки ущерба от залива в Липецке

Менеджмент (Теория управления и организации)

Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика

Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство

Политология, Политистория

Геология

Материаловедение

Международные экономические и валютно-кредитные отношения

Философия

Медицина

География, Экономическая география

Авиация

Педагогика

Экономика и Финансы

Государственное регулирование, Таможня, Налоги

Архитектура

Уголовное право

Административное право

Бухгалтерский учет

Теория государства и права

Литература, Лингвистика

Компьютерные сети

Радиоэлектроника

Технология

Право

Прокурорский надзор

Гражданское право

Промышленность и Производство

Музыка

История

Финансовое право

История отечественного государства и права

Нероссийское законодательство

Экскурсии и туризм

Пищевые продукты

Культурология

Уголовное и уголовно-исполнительное право

Конституционное (государственное) право России

Банковское право

Маркетинг, товароведение, реклама

Программирование, Базы данных

Астрономия

Техника

Химия

Программное обеспечение

Физкультура и Спорт, Здоровье

Религия

Компьютеры, Программирование

Уголовный процесс

Законодательство и право

Ценные бумаги

Компьютеры и периферийные устройства

Военное дело

Здоровье

Математика

Физика

Транспорт

Охрана природы, Экология, Природопользование

Космонавтика

Геодезия

Психология, Общение, Человек

Биология

Искусство

Разное

История государства и права зарубежных стран

Муниципальное право России

Гражданское процессуальное право

Социология

Сельское хозяйство

Налоговое право

Римское право

Трудовое право

Охрана правопорядка

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Металлургия

Международное право

Криминалистика и криминология

Правоохранительные органы

Страховое право

Ветеринария

Физкультура и Спорт

Арбитражно-процессуальное право

Нотариат

Астрономия, Авиация, Космонавтика

Историческая личность

Банковское дело и кредитование

Подобные работы

"Тартюф" Мольера: проблематика и образы

echo "Мольер обозначил пути для всего последующего развития драматургии. Его творчество послужило своеобразным мостом между двумя великими культурными эпохами — Возрождением и Просвещением. Домольеро

Усадьба Шахматово в поэтическом мире А.А.Блока

echo "Шахматово растворено в стихах Блока, укрыто от взоров. Петербург заметен и велик во всей русской литературе, а Шахматово только – в жизни Блока. Но от этого сияние «малой родины» не убывает. Ш

Система образов в поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

echo "Непреходящее его значение в умственной и нравственной жизни человечества определяется тем, что оно заставляет задуматься не только над той жизнью, что изображена в нём, над тем страшным миром, ч

Официально - деловая письменная речь

echo "Знакомство с ее историей позволит лучше понять причины и закономерности формирования особого стиля языка, обслуживающего сферу официалъно – деловых отношений, выявить особенности национальной ку

Метафора сна в романе Цао Сюэциня «Сон в красном тереме»

echo "Эстетическое богатство романа и его исключительная сложность приковывает к себе неослабевающий интерес со стороны литературоведов на протяжении столетий. Но хотя роман Цао Сюэциня был в центре в

Развитие жанра исторического романа в итальянской литературе 19 века

echo "Весьма разнообразны романы по тематике – от семейно-бытовых до философских, от социальных до приключенческих. Исторический роман – это прозаический жанр, в котором вымышленные персонажи действу

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

echo "Каждый большой художник рано или поздно задумывается о том, что он оставит людям, каким целям служило его творчество, какова вообще роль поэзии в жизни народа. Эти вопросы не могли не волновать

Русская литература ХІХ века

echo "Великие писатели содействовали и содействуют пробуждению в людях духовности и великодушия, принципиальности и активного неприятия зла, честности, совестливости, порядочности. Именно поэтому так